Поход в Фермопилы и на остров Саламин

480 г. до н. э

480. Весеннее наступление персов. Перейдя по двум понтонным мостам Геллеспонт, персидское войско направляется на запад, вдоль берегов Фракии и Македонии, а затем на юг в Фессалию. Войско возглавляет Мардоний, подчинявшийся непосредственно Ксерксу. Рядом с сухопутными войсками идет мощный персидский флот. (По утверждению Геродота, он насчитывал 1500 военных кораблей и 3 тыс. транспортных судов.)

Оборонительные действия эллинов. Северная Греция оставлена без боя: защита проходов южнее горы Олимп требует слишком больших сил. Оборонительным рубежом избирают узкое Фермопильское ущелье. Скалистый уступ на западе подле вторых «ворот» ущелья шириной немногим более 4 м представляет собой идеальную оборонительную позицию, где небольшое число гоплитов могут сдерживать натиск сколь угодно большого числа легковооруженных персов. В Фермопильское ущелье отправляется спартанский царь Леонид с 7 тыс. гоплитов и некоторым числом лучников. Тот факт, что пелопоннесские государства направляют в Фермопилы незначительные силы, говорит о том, что оборону севернее Коринфа они ведут с явной неохотой. Для предотвращения атаки или обхода персидским флотом расположенного ближе к морю фланга греческих войск под Фермопилами флот эллинов числом примерно 330 трирем занимает позиции около северной оконечности острова Эвбея у мыса Артемисий. Номинально флотом руководит спартиат Эврибиад, но решающий голос на военных советах принадлежит Фемистоклу, возглавляющему почти две трети всех морских сил Греции. На этот раз эллинам сопутствует сама природа: сильный шторм уничтожает едва ли не половину подоспевшего флота персов. Потери греков относительно невелики.

480, август (?). Битва при Артемисии. Бой у мыса Артемисий не приносит весомых результатов: в двух стычках за два дня потери обеих сторон невелики. На третий день греки настроены более решительно, но, получив известие из Фермопил, отправляются к Афинам.

480, август (?). Битва в Фермопильском ущелье. Леонид подготовился к обороне основательно. Основными силами (около 6 тыс.) удерживает вторые «ворота» ущелья, а на горе по левую сторону располагает тысячный отряд – для прикрытия лесной обходной тропы. Персы, как и ожидал Леонид, решают пробиться через ущелье, но греческие гоплиты отражают их атаку. Три дня персы тщетно пытаются прорваться, пока предатель-фессалиец за крупную мзду не показывает им обходную дорогу. Ксеркс немедленно направляет туда свою личную охрану, так называемых «бессмертных», которые внезапной атакой сметают отряд греков, прикрывающий обходную дорогу. Стремясь предотвратить окружение, Леонид посылает на подмогу 4500 человек, но они приходят слишком поздно, и «бессмертные» расправляются и с ними. Фивяне, а может, и представители других греческих полисов из войска Леонида, сдаются. Сам же царь Спарты вместе со своей преданной охраной отважно сражается до последнего, предпочтя верную смерть в неравном бою.

480, август – сентябрь. Наступление персов на Афины. Пелопоннесцы отступают за оборонительные укрепления Коринфского перешейка. Однако Фемистокл отказывается уводить флот, как того требуют спартиаты, и использует его для переброски мирного населения Афин на близлежащий остров Саламин. Все, кто может владеть оружием или веслом, устремляются на корабли.

480, сентябрь. Персы занимают Афины. Армия Ксеркса, понесшая лишь незначительные потери, усилена войсками Фив и других государств Северной Греции. Персидский флот насчитывает более 700 боевых кораблей – почти вдвое больше флота греческих триер. Опасаясь, что персы заблокируют греческий флот, а тем временем в тылу на перешеек высадится мощная персидская армия, Фемистокл направляет Ксерксу секретное послание, посулив, что афиняне, если флот персов атакует, перейдут на его сторону, а остальная часть греческого флота уйдет. Той же ночью Ксеркс дает флоту приказ выступать. Пока египетская эскадра блокирует западный выход из пролива к югу от Саламина, основные силы (как минимум 500 кораблей) занимают боевую позицию у восточного входа в пролив. Перед рассветом персидская пехота высаживается на островок Пситталия близ входа в пролив, а на аттическом берегу, на высоком холме восседает Ксеркс на троне из чистого золота в окружении придворных и писцов, которые должны были описать великую победу персов.

480, сентябрь, 23(?). Битва при Саламине. Часть греческого флота занимает оборону в узком западном проливе, а остальные триеры, встав в ряд, поджидают подхода основных сил неприятеля в месте сужения восточного пролива. Большой персидский флот оказывается скованным в узком заливе, его корабли мешают друг другу. Греки атакуют: персы не могут прибегнуть к маневру, даже численное превосходство бессильно им помочь. Преимущество явно на стороне эллинов с их тяжелыми, надежными триерами, на борту которых вся 6-тысячная афинская армия. На палубах сбившихся в кучу кораблей разыгрываются сотни рукопашных сражений. В единоборстве греческим гоплитам нет равных. Битва длится более семи часов. Половина персидского флота потоплена или захвачена в плен; потери греков ограничиваются всего 40 триерами. Уцелевшие персы бегут в Фалеронскую бухту. Греки, по большей части афиняне, во главе с Аристидом, высаживаются на Пситталию и наголову разбивают отрезанных там персов.

480, сентябрь – октябрь. Отступление персов.

480, сентябрь – октябрь. Отступление персов.

Армия Ксеркса, во многом зависящая от снабжения морем, больше не в силах удерживать Афины. С половиной своей армии и остатками флота Ксеркс направляется назад к Геллеспонту, оставив Мардония с войском в Фессалии, где он должен был перезимовать и в 479 г. возобновить войну.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.