Ручное огнестрельное оружие

На протяжении рассматриваемого столетия в этой области военного дела первенство держали испанцы. К концу века французы, усвоив уроки сокрушительных поражений, нанесенных им испанцами, стали наверстывать упущенное. В конце первой половины века и те и другие начали приводить к единому стандарту калибры и механизмы оружия с целью упрощения снабжения войск и обучения солдат. Аркебузы нового образца стали называть «каливерами» – искаженное от англ, «калибр». Заслуга в этом принадлежала флорентийцу Филиппо Строцци. К концу века испанцы, стремясь достичь превосходства, приняли на вооружение мушкет – ручное огнестрельное оружие крупного калибра с дальнобойностью до 300 м. Особенно в этом преуспел граф Педро Наварро, используя мушкеты в полевых укреплениях. Мушкеты, для стрельбы из которых требовался упор на рычагах, а также много времени для перезарядки, добавили неудобств и снизили маневренность войск, но все же были приняты на вооружение из-за выигрыша в дальнобойности и огневой мощи. К концу столетия они почти вытеснили аркебузы.

Ручное огнестрельное оружие

Европейская аркебуза

Англичане стали последними, кто принял на вооружение ручное огнестрельное оружие. После долгих дебатов королевским указом от 1595 г. было предписано применять луки лишь в ополчении и для тренировок. Однако королевский указ точку в этом споре не поставил, так как лучники продолжали оставаться более искусными стрелками по точности и скорострельности.

Применение ручного огнестрельного оружия в кавалерии повлекло за собой появление легких аркебуз – прототипа пистолей или пистолетов. Хотя они и предназначались для стрельбы с одной руки, но из-за сложности обращения с фитильным замком требовали обеих. Поэтому следовало выбирать – либо стрелять из аркебузы, либо управлять лошадью.

Появление примерно в середине столетия изобретенного немцем Иоганном Кейфуссом колесного замка дало толчок к созданию первых настоящих пистолей. Механизм такого замка действовал примерно так же, как современная зажигалка. Ребристое колесо, провернувшись, высекало искру из кусочка укрепленного под ним серного колчедана, воспламеняя порох, насыпанный на специальном полке. Механизм приводился в действие с помощью курка и тугой пружины. Для обеспечения эффективности стрельбы кавалерист имел при себе три пистолета: два в кобуре и еще один в правом сапоге за голенищем. После использования всех трех пистолетов ему оставалось либо вытаскивать меч, либо ретироваться, чтобы перезарядить пистолеты, – эта операция требовала использования обеих рук. Из-за своей сложности и дороговизны колесные замки так и не вошли в обиход вместо фитильных на протяжении целого столетия.

Мушкетеры – вид пехоты в XVI–XVII вв. носили перевязь с 12 мерками, где помещались заряды. На перевязь также крепили мешок с пулями и фитилем.

Мушкетеры существовали во всех европейских армиях и в начале XVII в. составляли половину, а позже две трети общей численности пехоты, остальную часть составляли пикинеры. Во Франции часть гвардии кавалерии, представленной исключительно дворянами, называлась королевскими мушкетерами.

В конце XVII в. мушкеты были заменены кремневыми ружьями, но название «мушкетеры» сохранилось для части пехоты в XVIII – начале XIX в. в прусской и некоторых других армиях. В России часть пехотных полков назывались мушкетерскими до 1811 г.

Кремневое оружие с кремневым замком, в котором воспламенение заряда производилось при помощи искр, высекаемых кремнем при ударе об огнивную пластинку, состояло на вооружении иностранных и русских армий вплоть до XIX в., когда кремневые ружья были заменены винтовками – ружьями с винтовыми нарезами в канале ствола, придающими пуле вращательное движение.

Ручное огнестрельное оружие

Процесс развития ружейных замков

Кремневые ружья имели: калибр от 17,5 до 21,5 мм; массу – от 4,0 до 5,6 кг; дальность стрельбы в зависимости от типа ружей (гладкоствольные или нарезные) колебалась от 140 до 800 м; скорострельность у гладкоствольных ружей была 1 выстрел в 1 минуту, у нарезных —1 выстрел в 5 минут.

Первые образцы оружия с винтовой нарезкой появились в начале XVI в., однако трудность их заряжения с дульной части приводила к недостаточной скорострельности, уступавшей гладкоствольным ружьям в 5–7 раз, а это препятствовало широкому внедрению в армии. Поэтому в XVII–XVIII вв. нарезные ружья применялись только в качестве так называемых крепостных ружей и для вооружения отборных стрелков и унтер-офицеров. Только в XIX в., с изобретением ударного состава, капсюля, а затем унитарного металлического патрона (металлическая гильза, капсюль, пороховой заряд и пуля) и усовершенствования способа заряжения – с казенной части, скорострельность винтовки резко увеличилась, и она была принята в середине XIX в. на вооружение всех передовых армий.

Приоритет в изобретении металлической гильзы принадлежит России. Еще в середине XVIII в. русский оружейник Иван Лялин изготовил ружье, у которого в казенную часть ствола вставлялась металлическая камора, снаряженная порохом и пулей. Ружье хранится в Историческом музее в Москве.

Похожие книги из библиотеки

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.