Тактика кавалерии

В начале XVI в. французская тяжелая кавалерия отличалась заметным превосходством в Европе. Поражение при Павии помогло французам осознать бесполезность рыцарей, и они стали искать пути применения огнестрельного оружия в легкой кавалерии.

В это время немцы ввели в действие новую разновидность тяжелой кавалерии, вооруженной пистолетами с колесными замками. Это были наемники – рейтары, прозванные «черными всадниками» из-за цвета своей униформы. Рейтары представляли собой подобие знаменитых ландскнехтов, только на коне. Поначалу они носили кольчугу, позже – лишь открытый шлем и кирасу, на ногах – высокие кожаные сапоги. В атаку они шли рысью небольшими плотными колоннами, каждая из которых имела несколько рядов в глубину. Приблизившись к противнику, всадники переднего ряда разряжали три своих пистолета, а затем отходили в тыл или на фланги. Такая тактика получила название «караколь». Пока отступившие перезаряжали оружие, последующие ряды продолжали неторопливое наступление. Обычно такая тактика использовалась против вражеской пехоты, состоявшей из пикинеров, с целью пробить брешь в их рядах перед генеральным наступлением.

Караколь отличался тактической сложностью, и не всегда удавалось исполнить его на практике. Однако тот факт, что эта тактика применялась в течение всего столетия, свидетельствует о ее эффективности.

В конце века французам удалось восстановить превосходство своей кавалерии. Наступая галопом длинными линиями обычно в два ряда, они на ходу стреляли из пистолетов, а затем переходили к сабельной атаке. Французы полностью отказались от пики. К концу столетия вся европейская кавалерия вооружилась пистолетами, саблями и шпагами, за исключением испанских и польских улан, имевших и пики.

На кавалерийскую тактику и построение европейцев заметный отпечаток наложила манера ведения боевых действий турками, в свою очередь многое позаимствовавшими у своих врагов – крестоносцев. За исключением небольших сил янычар, турецкие армии состояли в основном из кавалерии, поделенной почти поровну, одну часть которой составляли легкие, нерегулярные застрельщики, вооруженные в основном луками, другую – тяжелая, одетая в легкие доспехи, хорошо обученная, тренированная и дисциплинированная кавалерия – тимариоты – всадники, – в которой улан и конных лучников было поровну.

В начале столетия турецкая конница успешно противостояла любой коннице, за исключением французской жандармерии. Турки, удовлетворенные мастерством своих лучников, медленнее европейцев вводили в своих кавалерийских отрядах огнестрельное оружие.

Лучшей конницей у турок были сипахи – воины кавалерийского корпуса султана. С более тяжелыми доспехами, чем тимариоты, они могли сражаться с равным успехом как с западноевропейской пехотой, так и с конницей. Как и янычары, сипахи представляли собой регулярные военные формирования.

Армии турецкой кавалерии обладали двумя недостатками. Во-первых, они были вынуждены постоянно передвигаться в поисках фуража для огромного количества лошадей. Во-вторых, они не могли вести длительные сражения вследствие своей нестабильности со сбалансированными войсками профессиональной пехоты и конницы. Турки преодолели эту трудность, постоянно наращивая хорошо тренированные силы янычар и используя полевые укрепления. Янычары создавали базу для маневра частей кавалерии. Эти меры оказались настолько результативны, что Османская империя создала смертельную угрозу Центральной Европе на целое столетие. По примеру турок германцы и венгры стали формировать легкие кавалерийские части для прикрытия, разведки и набегов, называемые гусарами.

В Западной Европе были созданы два вида конницы: тяжелая кавалерия, облаченная в кирасы, шлемы, вооруженная пистолетами и участвовавшая непосредственно в боевых действиях, и легкая – не имевшая доспехов, вооруженная одними пистолетами, легкими саблями (или шпагами) и выполнявшая специальные задания, ведение разведки и диверсионные рейды.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.