Военная теория

Усилившаяся сложность сражений, в которых использовалось пороховое оружие и рост важности экономических и политических соображений, принимаемых на рассмотрение при начале войны, привлекали внимание все большего числа людей, занятых умственным трудом. Происходило возрождение интереса к теории войны: все стороны военных вопросов подвергались анализу – стратегия, тактика, организация, литье пушек, баллистика, фортификация.

Важнейшим теоретиком военного дела был Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469–1527), гражданин Флоренции, автор книг по политической философии. Он вышел из милости у правившего во Флоренции семейства Медичи и, обреченный ввиду этого на бездействие, посвятил себя наукам и писательскому труду. С военной точки зрения его шедевры, «Князь» и «Искусство войны», являются важнейшими из всего им написанного. Его мысли основывались на опыте, к которому прибавлялось тщательное изучение военной истории классической эпохи. Макиавелли с презрением относился к напоминавшим буффонаду итальянским войнам XV столетия и к воевавшим в них наемникам. Но он предупреждал против ненужного риска в ходе сражений. Макиавелли пришел к выводу, что старый римский легион должен послужить образцом для военных сил его времени – к этому заключению медленнее и более прагматично подходили испанцы и французы. Однако он ошибочно преуменьшал эффективность как огнестрельного оружия, так и конницы. Макиавелли разработал для Флоренции систему ополчения, обставленную такими препятствиями, которые позволяли сохранить контроль над армией в руках гражданских лиц; эта система впоследствии была проведена в жизнь Медичи. Неудача системы объяснялась в большей степени слабостью Флоренции, чем недальновидностью теоретических положений Макиавелли.

Более специализированные теоретические труды вышли из-под пера современников Макиавелли – знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471–1528), написавшего работу по теории фортификации, и Никколо Таральи (1500–1557), который напечатал несколько сочинений об искусстве литья пушек.

Французский гугенот Франсуа де ла Ну (Noue) (1531–1591) стал интеллектуальным преемником Макиавелли. Как и у знаменитого флорентийца, у де ла Ну блестящий ум сочетался с широким практическим опытом и сильным интересом к военной истории. Он был главным лидером протестантов в ранних Религиозных войнах во Франции. Ясное понимание им стратегии и тактики находит отражение в его работах (написанных большей частью в плену), важнейшей из которых является книга «Политические и военные беседы».

Похожие книги из библиотеки

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.