Нидерланды

До XIV–XV вв. Нидерланды не представляли единого политического целого и были раздроблены на множество феодальных владений:

– герцогства Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн;

– графства Фландрия, Артуа, Геннегау, Голландия;

– епископство Утрехт;

– сеньории Зеландия, Фрисландия, Гронинген и ДР-

Большинство этих земель впервые было объединено в XIV–XV вв. бургундскими герцогами и стало частью обширного Бургундского государства, а после его распада перешло в конце XV в. к Габсбургам.

При Карле V к нидерландским владениям Габсбургов были присоединены Фрисландия и ряд других земель.

В 1548 г. все нидерландские земли, включенные в так называемый Бургундский округ Священной Римской империи, были объявлены единым нераздельным комплексом земель в составе 17 провинций.

Высший суверенитет над Нидерландами принадлежал государям из Габсбургского дома. Управлялись Нидерланды наместником (генеральным штатгальтером, статхаудером), при котором имелся Государственный совет, состоявший главным образом из местной аристократии. Высшим сословно-представительным органом были Генеральные штаты, большинство центральных органов управления сосредотачивались в Брюсселе.

С 1556 г., после распада империи Карла V, Нидерланды оказались подчиненными испанскому королю Филиппу II. Политический и религиозный гнет испанского абсолютизма сделал Нидерланды очагом буржуазной революции.

1566–1609. Нидерландская буржуазная революция, сочетавшая национально-освободительную войну против абсолютистской Испании с антифеодальной борьбой.

Главной опорой испанского абсолютизма, тормозившего развитие экономически развитых районов Нидерландов и угнетавшего их политически в интересах испанского дворянства и династии Габсбургов, служила католическая церковь. Социально-политические требования нидерландского дворянства и зажиточных горожан облекались в форму кальвинизма. Кальвинистские проповеди собирали тысячи людей. Начались аресты и публичные казни «еретиков», что способствовало многочисленным волнениям в городах Фландрии и Брабанта.

Политика Филиппа II вызвала выступление оппозиционно настроенных слоев нидерландской аристократии, руководимых принцем Вильгельмом Оранским, графами Эгмонтом и Горном.

1566, апрель, 5. Союз соглашения («Компромисс»), состоявший из дворян, подает в Брюсселе наместнице Маргарите Пармской петицию с требованием прекратить религиозные гонения.

1566, август. Во Фландрии вспыхивает народное восстание против католической церкви. Маргарита Пармская соглашается приостановить преследования «еретиков» и вводит ограниченную свободу кальвинизма. Дворяне объявляют свой союз распущенным и помогают властям подавить восстание.

1567. Летом в Нидерланды вступают испанские войска под командованием герцога Альбы, установившего режим кровавого террора.

За время его пребывания в стране (1567–1573) было подвергнуто репрессиям свыше И тыс. человек, в том числе были казнены лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн. Народные массы ответили сопротивлением. Лесные гёзы истребляли испанских солдат, католических священников. В Голландии и Зеландии морские гёзы громили испанские флотилии и испанские опорные пункты на побережье.

Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь немецких протестантских князей и французских гугенотов. Однако его вторжения в Нидерланды (1568, 1572) неизменно кончались поражениями.

1571. Герцог Альба вводит налог – алькабалу, приведший Нидерланды к полному расстройству экономики.

1572. апрель, 1. Морские гёзы овладели городом Брилом, что послужило сигналом к всеобщему восстанию в Голландии и Зеландии. Генеральные штаты, собравшиеся летом в Дордрехте, принимают ряд решений по организации необходимых мер в восставших провинциях.

1573. Испания отзывает из Нидерландов герцога Альбу.

1574. Синод, проведенный в Дордрехте, принимает постановления об организации кальвинистской церкви. С целью наведения порядка торговое купечество вручает исполнительную власть и верховное военное командование Вильгельму Оранскому, получившему диктаторские полномочия. Испанские власти бросают все силы на борьбу с восстанием, но их усилия разбиваются о героические атаки повстанцев.

1576, сентябрь, 4. Антииспанское восстание в Брюсселе.

1576, ноябрь, 8. Обнародовано соглашение между северными (кальвинистскими) и южными (католическими) провинциями – так называемое Гентское умиротворение. Предусматривалась совместная борьба северных и южных провинций против испанских войск в Нидерландах, хотя владения католической церкви и власть Филиппа II Испанского формально оставались неприкосновенными.

1577, февраль, 12. Генеральные штаты заключают с новым испанским наместником доном Хуаном Австрийским так называемый Вечный эдикт – соглашение о примирении с испанским королем на условиях признания им Гентского умиротворения.

1577, июнь, 24. Дон Хуан захватывает крепость Намюр и начинает собирать силы для подавления восстания. В ответ на происки католической реакции в Брюсселе, Генте, Ипре, Антверпене и других городах взбунтовавшийся люд свергает магистраты, создает свои вооруженные силы и так называемые «комитеты 18-ти», ведающие городскими вооруженными отрядами и управлением всеми сторонами городской жизни. В Брюссель из Голландии прибывает Вильгельм Оранский и берет в свои руки руководство жизнью страны.

1578–1579. Во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии разрастается крестьянское движение. Восставшие крестьяне, которых нещадно грабили и «свои», и испанские солдаты, прекращают выплату налогов Генеральным штатам, несение феодальных повинностей своим господам, принимавшим сторону испанцев, захватывают земли католической церкви, громят замки дворян. Католические дворяне провинции Геннегау поднимают мятеж. К ним присоединяются дворяне Артуа, Дуэ и Орши.

1579, январь, 6. Подписание католическими дворянами Аррасской унии.

1579, май, 17. Католические дворяне заключают сепаратный договор с Филиппом И.

1580, январь, 23. Провинции Севера подписывают Утрехтскую унию. Позднее к ней присоединяются города Фландрии и Брабанта, где победили кальвинисты.

1580, июнь, 15. Филипп II объявляет принца Оранского вне закона.

1581, июль, 26. Генеральные штаты издают акт о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании. Однако революция оказалась территориально ограниченной северными провинциями. На юге искусный политик и полководец Александр Фарнезе, сменивший на посту испанского наместника дона Хуана, умершего в октябре 1578 г., развернул наступление на Фландрию и Брабант и к 1585 г. завершил их завоевание. Принц Оранский, бежавший в Голландию, пал 10 июля 1584 г. от руки наемного убийцы.

1589. Военные силы северных провинций, возглавленные талантливым полководцем Морицем Оранским, наносят испанским войскам тяжелые поражения и отвоевывают у них ряд территорий.

1609. Заключено так называемое Двенадцатилетнее перемирие, по которому Испания признает независимость Республики Соединенных провинций (как стало называться новое, образованное в результате революции государство на севере Нидерландов), получившей международное признание в 1648 г. по Вестфальскому миру. Южные Нидерланды остались в руках испанцев.

Похожие книги из библиотеки

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.