Персия

Первая четверть XVI столетия характеризуется правлением Исмаила I, основателя государства Сефевидов. Один из сыновей шейха ордена сефевие, он в 1500–1501 гг. при поддержке тюркоязычного племени кызылбашей, что означает «красные колпаки», установил свою власть в Азербайджане, овладел городом Тебриз и вступил на шахский престол. В

1503–1510 гг. Исмаил I подчинил почти весь Иран, Армению, Ирак Арабский, часть Средней Азии и некоторые соседние области. Продвижение на Запад привело его к войне между Сефевидами и Османами. В сражении при Чалдыране (1514) Исмаил I терпит поражение и теряет Западную Армению, Курдистан и Ирак Арабский.

1500–1524. Правление Исмаила I.

1514–1555. Война Персии с Османской империей.

1587–1629. Правление Аббаса I. Шах Аббас стремится достичь главных целей: усмирить узбеков, вернуть провинции, отнятые османами на западе, обезопасить восточные границы, изгнать португальцев из зоны Персидского залива, что способствовало бы укреплению его государства не только в военном, но и в торговом отношении.

1590. Аббас I отправляет в Стамбул посольство с целью определить границы с Османской империей. В результате заключенного соглашения он отдает Турции Азербайджан, Грузию, включая исторические города Тебриз, Гянджу, Нахичевань, а также западную провинцию Луристан. При подписании соглашения султан Сулейман I потребовал не предавать проклятию почитаемых суннитами-турками трех халифов, не признающих шиизм – государственную религию Ирана (или Персии, как называли его до 1934 г.) со времен Сефевидов.

1590–1600. Десять лет передышки. Эти годы шах Аббас посвящает усмирению племен, противившихся централизации его государства, а затем приступает к подчинению северной провинции Гилян, граничившей с Каспийским морем. Он посылает карательные отряды, чтобы наказать властителя этой провинции Ахмед-хана, переметнувшегося на сторону султана. Узнав о надвигающейся опасности, Ахмед-хан бежит в Турцию, и тогда Аббас сменяет всех гилянских правителей, отбирает у них земли и имущество и ставит во главе провинции своих людей из молодых кызылбашей.

1597. Аббас I разбивает под Гератом узбеков, продолжавших предпринимать набеги на Персию, изгоняет их из провинции Хорасан, захватывает город Мерв и осаждает Балх. Он также приказывает своему полководцу Алаверзы-хану захватить провинцию Лар на юге Персии, несмотря на то что ханы Лара всегда признавали персидских шахов.

Аббас стремится превратить Персию в единое сильное государство. Опираясь на хорасанскую знать, большую часть которой составляют персы, он приступает к реорганизации армии. Ему необходима армия, способная противостоять армии Османской империи. По его просьбе в Иран прибывают 26 европейцев, в том числе братья Энтони и Роберт Ширли. Они намерены склонить Аббаса к совместным действиям против грозного Сулеймана I. Как бы то ни было, преобразования в иранской армии проводятся при их участии. Специалист по артиллерии Роберт Ширли добивается наибольших успехов. Аббас дает согласие на формирование постоянного войска, в которое наряду с мушкетерами вводятся артиллерийские части, а также конница, организованная по образцу турецких янычар.

Аббас I переносит столицу и свою резиденцию из Казвина в Исфахан, что означает шаг к «детуркизации» страны. Важно и то, что новая столица расположена в центре государства, окружена цепью Загросских гор, что обещает относительную безопасность от османов, оккупировавших весь Западный Иран. Кроме того, караванные пути с севера на юг и с востока на запад проходили через Исфахан, и это обстоятельство сулило казне немалый доход. Исфахан лежал неподалеку от Иезда, Кашана, Шираза – городов с исконным персидским населением, так что персидское влияние очень скоро стало лидирующим. Хотя при дворе по-прежнему господствовал тюркский язык, но литературным языком уже стал персидский. Не обращая внимания на недовольство кызылбашской знати, шах Аббас, равнодушный к вопросам веры, проявил большой интерес к шиитским религиозным церемониям и праздникам, столь значимым для персов. Он совершил пешее паломничество из Исфахана в Мешхед к гробнице восьмого шиитского имама Резы и этим хождением к святыням внушил к себе почтение и завоевал уважение персидского народа. Аббас выступил в защиту армян, которых переселил в Новую Джульфу, предместье Исфахана. Однако все эти благородные деяния не мешали ему питать ненависть к суфиям, которые ранее хотели возвратить престол его отцу.

Мистический орден суфиев возник на исламской почве. Суфийские духовные старейшины, а также их ученики и последователи – дервиши, ведущие нищенский и аскетический образ жизни, претендовали на роль религиозных наставников всех мусульман. Аббас многих из них казнил, но в то же время нередко обращался к ним за помощью, когда требовалось выполнить «грязное» дело.

Разумеется, во время правления Аббаса и при дворе происходили перемены. Новая аристократия, получив большие привилегии в провинциях и городах, не могла удержаться от соблазна обогащения. Между тем Аббас издал указ, гласивший, что при малейшем подозрении в сокрытии средств, предназначенных для государственной казны, нерадивых правителей наказывать, особо алчных казнить, а их имущество конфисковывать.

Освободившиеся посты занимали другие, близкие к шаху люди.

Таким образом происходил постоянный приток свежих сил, что предотвращало опасность захвата власти.

Военная реформа также нанесла удар по тюркской феодальной знати. Аббас I сформировал кавалерию (50 тыс. человек) из пленных христиан, обращенных в ислам, причем от проведения этой акции он отстранил кызылбашских вождей, хотя многие всадники (армяне, грузины, черкесы, вывезенные в детстве с Кавказа) носили красные колпаки, как и кызылбаши. Старинные пики Аббас заменил мушкетами. Однако значительная часть кавалерии была все еще экипирована по-старому. Шахская пехота рекрутировалась из горожан и крестьян ирано-таджикского происхождения. Приступив к созданию прослойки профессиональных военных, Аббас открыто демонстрировал независимость от кочевой аристократии, однако кызылбашское племя куршидов, славившееся доблестью и отличными боевыми качествами, пользовалось его особым доверием. Куршиды составляли его личную конницу и служили у него телохранителями в дни мира и войны. Друзья Аббаса, принадлежавшие к разным ветвям кызылбашей, образовали новую прослойку так называемых шахсевенов. Тысячи молодых людей со своими семьями, имуществом и стадами переходили в их стан, ослабляя старые племенные узы. Часть шахсевенов Аббас произвел в офицеры, которым поручались дипломатические задания деликатного свойства. Многие из них породнились с самим шахом, женившись на принцессах и других его ближайших родственницах.

1603. Начались военные действия против Османской империи. Впервые Персия наступает, а Турция обороняется. За четыре года персы взяли Тебриз,

Луристан, часть Курдистана, Азербайджан, восточные провинции Армении и Грузии. Турки были разбиты и бежали. Победители бросали головы поверженных врагов к ногам коня, на котором скакал шах Аббас I. Теперь его войско составляло 120 тыс. человек, из них 45 тыс. человек считались постоянными солдатами, а 75 тыс. человек были ополченцами из шахсевенов, в то время как число ополченцев из кызылбашей сократилось до 30 тыс. Был сформирован артиллерийский полк.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Самозарядные пистолеты

Книга представляет собой систематизированный обзор наиболее известных боевых пистолетов, разработанных и выпускавшихся в период с начала XX века по наши дни. В этой работе представлена не только информация по конструкции, характеристикам и отличительным особенностями различных моделей пистолетов, но и личные впечатления владельцев и пользователей некоторых из представленных в книге образцов, а так же краткие обзоры исторических событий, послуживших основой к разработке и принятию на вооружение тех или иных систем.

«Крайним средством защиты народа от государственной тирании является право хранить и носить оружие – и это главный довод для сохранения этого права»

Третий президент США Томас Джефферсон