В XVII столетии завершается переход от эпохи Средневековья к Новому времени – по крайней мере, в отношении оружия, тактики и организации вооруженных сил. В начале рассматриваемого периода еще не закончилась борьба между мушкетом и копьем – оба этих вида оружия являлись главнейшим орудием пехотинца того времени. Боевой порядок войск не сильно отличался от греческой фаланги, которая возникла за 2 тыс. лет до этого. Рыцари еще не осознали своего бессилия перед огнестрельным оружием. Артиллерия была ужасно неповоротлива.
К концу отображаемого времени копье полностью выходит из употребления. Пехота строится в линейный боевой порядок, который просуществует до самого XX в. Передвижная артиллерия превращается в основное наступательное оружие; она используется в бою в сочетании с пехотой и конницей. Наконец, появляются постоянные армии в том смысле слова, которое мы придаем ему сейчас, а иерархия рангов в них приближается к современной.
Заслуга во всех этих преобразованиях принадлежит одному выдающемуся полководцу – шведскому королю Густаву-Адольфу. Распространение нововведений по всей территории Европы связано с целым рядом крупных военных конфликтов, происходивших в XVII столетии: Тридцатилетней войной, войной за пфальцское наследство, голландскими войнами.
Современные концепции выкристаллизовываются и в военно-морском флоте; технические детали не изменятся в течение двух последующих столетий. Главная роль в развитии концепции морского боя принадлежит английскому адмиралу Роберту Блейку.