Развитие военно-морского искусства
Английские моряки, приняв на вооружение концепцию мощного артиллерийского огня флота, преимущество которой было доказано в войнах с Испанией, намного опередили в тактическом отношении всех соперников. Как ни удивительно, никто из соперников, даже испанцы или изобретательные голландцы, не поняли, в чем секрет успеха англичан. Поскольку в первой половине столетия крупных сражений на море не велось, другие страны ничему не могли научиться, а у англичан не возникало необходимости совершенствовать свою тактику.
К 1680 г. французы были вполне готовы противостоять в море англичанам. Реорганизацией английского флота занимался по указанию Якова II Сэмюэль Пепис, секретарь адмиралтейства. Они заложили основу руководства и организации военно-морских сил, которые во многом сохраняются до сих пор.
Не менее талантливого министра нашел Людовик XIV в лице Жана Кольбера. Кольбер к тому же получил от Людовика карт-бланш на развитие французских военно-морских сил и их финансирование; Яков же, до того как вступил на престол, видел, что проделанная им работа совершенно не востребована легкомысленным Карлом II. Кольбер способствовал развитию научного кораблестроения. Французы заимствовали все лучшее у англичан, после чего внесли свои усовершенствования. Постепенно корабли французского флота стали превосходить английские. Когда началась Война за пфальцское наследство, равных французскому флоту в мире не было; по численности он не уступал флотам Англии и Голландии, вместе взятым. Главный французский адмирал де Турвиль проявил не меньше отваги и, возможно, больше дарований, чем его учитель, англичанин Джордж Бинг Торрингтон.
Казалось бы, в результате Войны за пфальцское наследство французы должны были вытеснить англичан из Ла-Манша. Этого не произошло, потому что Людовик XIV не сумел вовремя воспользоваться открывавшимися перед французами возможностями и постоянно вмешивался в сражения, которыми командовал де Турвиль. Другой возможности Франции больше не представилось.
Линейный корабль
К концу столетия Франция могла лишь досаждать англичанам, препятствуя их торговле: пираты совершали нападения на торговые корабли англичан. Жан Барт, бывший грозой побережья Англии во время Войны за пфальцское наследство, показал последователям, как надо вести морскую войну на поражение.