Вторая гражданская война

1648–1651 гг.

Свержение монархии

В свое время Уинстон Черчилль писал: «Нет ничего проще, чем история второй гражданской войны. Король, верхняя и нижняя палаты парламента, лендлорды и купцы, Сити и сельские жители, епископы и пресвитериане, шотландская армия, народ Уэльса и английский флот – все теперь ополчились против армии «нового образца». Но победила все-таки армия».

1648, март – август. Восстания в Уэльсе и Южной Англии. Члены парламента из Уэльса объявляют, что они сохраняют верность королю. Кромвель осаждает и берет штурмом важнейший опорный пункт повстанцев – замок Пемброк (июль). В это же время Фэрфакс подавляет волнения, вспыхнувшие в Кенте и Эссексе. Мятежники было попытались спастись в Колчестере, но в конце концов были вынуждены сдаться (август).

1648, июль – август. Шотландцы начинают вторжение. Во главе 24-тысячной шотландской армии стоял Яков, герцог Гамильтон. Кромвель с войском из 8,5 тыс. человек спешит из Южного Уэльса к Уигану и Престону. Артиллеристы не поспевали за ним, но и у шотландцев не было артиллерии. Несмотря на численное превосходство роялистов, их вооружение оставляло желать лучшего. По дороге им пришлось раздобыть лошадей: везти повозки с продовольствием и оружием было не на чем. К тому же отряды Гамильтона растянулись почти на 80 километров, и командующий не сделал ничего, чтобы этому воспрепятствовать.

1648, август, 17–19. Бой при Престоне. У Престона Кромвель атакует авангард войска Гамильтона. В ходе продолжавшейся два дня рукопашной роялисты терпят поражение. Обе стороны использовали главным образом пикинеров. Те из роялистов, кто остался в живых, были настолько малочисленны, что их отряды уже не представляли никакой опасности для Кромвеля. Отныне армия в Англии превращается в ведущую силу.

1648, август – декабрь. Борьба армии с парламентом. Тем временем парламент снова вступает в переговоры с Карлом I (июль). Узнав об этом, армия занимает Лондон и пленяет короля, с тем чтобы предать его суду. Но парламент отказался повиноваться военным; тогда полковник Томас Прайд окружил все подходы к зданию, в котором проходили заседания парламента, и удалил из него более ста членов палаты общин («Прайдова чистка», декабрь, 6–7). Оставшиеся в парламенте депутаты («охвостье парламента») немедленно учредили Верховный суд, чтобы призвать к ответу короля «как тирана, изменника, убийцу и врага общественного строя».

1649, январь, 30. Казнь Карла I. Судебное разбирательство, проводившееся «охвостьем парламента», длилось недолго. Тон задавали, конечно, военные. Король был осужден на смертную казнь «мечом на плахе». Вскоре королевская власть была упразднена, а Англия провозглашалась республикой.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.