Война за польское наследство[24]

1733–1738 гг.

Во время Великой Северной войны шведский король Карл XII возвел на польский трон Станислава Лещинского, но после поражения Карла престол снова занял Август II (протеже русского императора Петра Великого). После смерти Августа на польский трон претендовали два главных кандидата: Станислав Лещинский (тесть французского короля Людовика XV, пользовавшийся поддержкой Франции, Испании и Сардинии) и Август III Саксонский (сын Августа II, заручившийся поддержкой Австрии и России).

1733, февраль. Смерть Августа II.

1733, сентябрь. Прибытие Станислава Лещинского в Варшаву. Он избирается большинством голосов шляхты и снова становится польским королем.

1733, октябрь. Русское вторжение в Польшу. Русская 30-тысячная армия, к которой впоследствии присоединяются 10 тыс. саксонцев, наступает на Варшаву, поддерживая притязания Августа III. У Польши нет боеспособной армии, и Лещинский бежит в Данциг (Гданьск).

1734, январь – июнь. Осада Данцига. Хотя французская эскадра доставляет в Данциг 2200 солдат, русские и саксонцы через полгода берут осажденный город. Незадолго до капитуляции гарнизона Лещинский бежит в Пруссию.

1734, апрель – сентябрь. Операции в Рейнской области. Единственным важным событием этой малозначительной кампании становится взятие французами Филиппсбурга после опустошения Лотарингии. Большой исторический интерес представляет тот факт, что это последняя кампания двух выдающихся полководцев – великого француза принца Евгения Савойского, всю жизнь служившего Австрии, и талантливого англичанина герцога Бервика, всю жизнь воевавшего за Францию. Бервик погибает при осаде Филиппсбурга (июнь, 12). Важную роль играет также появление русской армии в долине Рейна: к этому моменту кампания завершилась и начались мирные переговоры.

1734–1735. Операции в Италии. После вторжения французов и испанцев в Ломбардию, Неаполь и Сицилию австрийцы одерживают победу в битве при Парме (июнь, 29), а французы – в битве при Лудзаре (сентябрь, 19). Австрийцы достигают незначительных успехов в заключительном сражении этой войны – битве при Битонто (1735, май, 25).

1734–1735. Гражданская война в Польше. Станислав Лещинский, пользующийся среди поляков большей популярностью, чем Август, пытается вернуть себе трон, но не получает достаточной поддержки от Франции, премьер-министр которой, кардинал Андре X. де Флери, стремится заключить мир на условиях, благоприятных для Франции.

1738, ноябрь. Венский мир. Станислав Лещинский отказывается от прав на польский трон и признает коронацию Августа, прошедшую в Кракове (1734, сентябрь). Лещинский становится герцогом Лотарингским (при этом ему позволено сохранить титул польского короля); после его смерти Лотарингия должна отойти к Франции. Карл Бурбон (сын Филиппа Испанского) признается королем обеих Сицилий, но в качестве компенсации передает Австрии три своих итальянских герцогства.

Похожие книги из библиотеки

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Главные мифы о Второй Мировой

?Усилиями кинематографистов и публицистов создано множество штампов и стереотипов о Второй мировой войне, не выдерживающих при ближайшем рассмотрении никакой критики.

Ведущий российский военный историк Алексей Исаев разбирает наиболее нелепые мифы о самой большой войне в истории человечества: пресловутые «шмайсеры» и вездесущие пикирующие бомбардировщики, «неуязвимые» «тридцатьчетверки» и «тигры», «непреодолимая» линия Маннергейма, заоблачные счета асов Люфтваффе, реактивное «чудо-оружие», атаки в конном строю на танки и многое другое – эта книга не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой, и восстанавливает подлинную историю решающей войны XX века.

?Книга основана на бестселлере Алексея Исаева «10 мифов о Второй мировой», выдержавшем 7 переизданий. Автор частично исправил и существенно дополнил первоначальный текст.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.