Пруссия

К концу XVII в. курфюршество Бранденбургское (точнее, Бранденбургско-Прусское) стало наиболее могущественным государством Северной Германии благодаря двум сильным правителям из династии Гогенцоллернов: Фридриху-Вильгельму (курфюрсту) и его сыну Фридриху I (который сам себя объявил королем Пруссии и короновался в начале XVIII в.). Сын Фридриха Фридрих-Вильгельм, третий сильный правитель этой династии, усилил могущество и влияние Пруссии. Он свысока относился к своему старшему сыну, считая его слабовольным, но именно этому мальчику, впоследствии ставшему Фридрихом II Великим, было суждено сделать Пруссию мировой державой и заложить основу современной Германии. В середине века Фридрих, будучи самоучкой, стал одним из лучших полководцев в истории, выиграв две малозначительных войны. Его величайшие достижения и становление как полководца приходятся на вторую половину столетия. До 1750 г. важнейшими событиями являются следующие:

1688–1713. Правление Фридриха I. Он начинает свое правление в качестве курфюрста Бранденбургского.

1701, январь, 18. Создание Прусского королевства. Фридрих провозглашает себя королем.

1701–1713. Война за испанское наследство. Прусские контингенты особенно отличаются в великих победах Мальборо: при Гохштедте (Бленгейме), Рамийе, Ауденарде и Мальплаке. Статус Пруссии как королевства признан условиями Утрехтского мира, подписанного вскоре после смерти Фридриха.

1713–1740. Правление Фридриха-Вильгельма. Он увеличивает численность прусской армии до 80 тыс. (наибольшей на душу населения в Европе), главным образом благодаря своей бережливости. Его солдаты набраны (или заманены в пьяном виде) из низов общества. Офицеры из дворян также часто призываются помимо их воли. Талантливый полководец и инструктор принца Луи Ангальт-Дессау («старый Дессау») помогает Фридриху в осуществлении этой задачи. Железная дисциплина и жестокая тирания преобразуют эту бесформенную людскую массу в лучшую армию Европы.

1713, январь, 24. Рождение Карла-Фридриха. Этому ребенку, четвертому из 14 детей Фридриха-Вильгельма, суждено стать Фридрихом Великим.

1730. Фридрих приговорен к смерти. Фридрих-Вильгельм приказывает удавить своего «слабовольного» сына за какой-то мелкий проступок. Отменить это решение его заставляют придворные, пригрозившие мятежом, и уговоры иностранных послов.

1740–1786. Правление Фридриха II. Его личность, свершения и гений не поддаются анализу. Это впечатлительный человек, обладатель высокой культуры и интеллекта и в то же время безжалостный, хладнокровный поборник дисциплины. Исключительно честный в личной жизни, как монарх он является коварным, вероломным и хитрым врагом либо союзником. Во многих отношениях он является типичным монархом и полководцем XVIII в. Прусская военная система разработана им самим (в отличие от Густава и Наполеона). Однако он признает тактическую слабость этой системы: медлительность, тяжеловесность, недостаток воображения и недостаточная скорость стрельбы. Поэтому он становится консервативным новатором, добиваясь мобильности, быстроты и скорострельности, за счет чего удваивает эффективность боевых действий своей пехоты. Фридрих решительно использует кавалерию, как Мальборо и Евгений Савойский, но действует более стремительно, чем любой из них, особенно накануне битвы и на ее начальной стадии. Он всегда численно уступает противнику и всегда атакует первым. Фридрих создает конную артиллерию, чтобы повысить огневую мощь своей кавалерии. Две причины заставляют его предпочесть гаубицы: более легкий вес, позволяющий повысить мобильность, и более высокая траектория полета снаряда, дающая возможность поражать резервы противника, скрытые за возвышенностями. Фридрих понимает, что благодаря скорости и выучке можно сконцентрировать превосходящие силы в критической точке раньше, чем это сделает медлительный противник. Он достигает мобильности своих войск, делая упор на муштру и дисциплинарные методы подготовки армии, внедренные его отцом.

1740–1748. Война за австрийское наследство. Ускорена Фридрихом в ходе Первой Силезской войны. После завоевания Силезии Фридрих заключает мир, но затем возобновляет конфликт и начинает Вторую Силезскую войну, чтобы не дать Австрии возможность восстановить силы и изгнать его из Силезии. Как враги, так и союзники имеют основания уважать военную доблесть и политическую хитрость молодого короля.

Похожие книги из библиотеки

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.