Бирма

1740–1752. Восстание монов. Жители Нижней Бирмы поднимают восстание против правящей династии Таунгу и захватывают большую часть территории Верхней Бирмы, включая столицу Бирмы Аву (1752).

Династия Таунгу полностью уничтожена. Моны (или талаин) восстанавливают свою прежнюю столицу Пегу.

1752–1757. Возвышение Алаунгпайи. До той поры малоизвестный правитель провинции Швебо объединяет деморализованных бирманцев, изгоняет монов из Верхней Бирмы и завоевывает большую часть Нижней Бирмы (1754–1755). Под властью монов остается лишь несколько областей вокруг Сириама и Пегу. В ходе этих операций Алаунгпайя зарекомендовал себя как один из самых талантливых полководцев в истории Бирмы. Успехи, достигнутые во многом благодаря опытным офицерам, позволили ему основать новую династию.

1753. Британский форпост в Негрэ. Моны не признавали эту маленькую укрепленную торговую факторию. Алаунгпайя признает ее.

1755, 1758. Операции Алаунгпайи в Манипуре. Они являются ответом на рейды манипури (1715–1749). Когда мятежные манипури начинают нападать на оставленные Алаунгпайей гарнизоны, тот возвращается и разрушает город Манипур (1758).

1755–1756. Осада Сириама. После долгой борьбы город сдается, несмотря на помощь монам со стороны Франции. Алаунгпайя захватывает два французских корабля в узком русле реки вблизи города, казнит офицеров, а матросов принимает к себе на службу.

1756–1757. Осада Пегу. Остатки разбитой армии монов заперлись в городе. Алаунгпайя штурмом берет город и вырезает его защитников. Это уничтожает влияние монов в Бирме, несмотря на неудачную попытку переворота (1758) во время отсутствия Алаунгпайи, предпринимавшего карательную экспедицию в Манипур.

1759. Захват Негрэ. Алаунгпайя вырезает большую часть маленького местного гарнизона, состоявшего из англичан и монов.

1760. Вторжение в Сиам (Таиланд). Алаунгпайя вторгается в Сиам и осаждает его столицу Аюттхаю (Аютию). Командуя огнем батарей, Алаунгпайя получает тяжелую рану от взорвавшейся пушки. Ранение полководца и эпидемия малярии вынуждают бирманцев снять осаду и вернуться в свою страну. Во время отступления они несут тяжелые потери. Алаунгпайя по дороге умирает.

1764. Вторжение в Манипур. Хсинбьюшин (1763–1776), второй сын Алаунгпайи, обращает большую часть манипури в рабство.

1764–1767. Второе вторжение в Сиам. Кульминационным моментом его становится взятие Ают-тхаи в ходе хорошо спланированной операции. Успех в немалой степени принадлежит талантливому бирманскому подководцу генералу Маха Навраха, погибшему перед самой капитуляцией Ают-тхаи.

1765–1769. Китайское вторжение в Бирму. Китайцы с целью обезопасить себя от постоянных грабительских набегов бирманцев вторгаются в Бирму и оккупируют большую часть Восточной Бирмы от Бхамо на юг к Лашио и Западную Бирму почти до реки Иравади в районе Сингаунга. Однако бирманцы отказываются смириться с поражением. Они ведут партизанскую борьбу против агрессоров, совершая нападения на их коммуникации. Эти действия столь успешны, что китайцы оказываются блокированными в нескольких городах Северной и Центральной Бирмы. Неся тяжелые потери, не имея возможности вступить в бой с неуловимым врагом, прячущимся в джунглях, теряя много людей от голода и болезней в осажденных гарнизонах, китайцы не могут продолжать войну и просят перемирия. Бирманский генерал Маха Тхихатхура, понимая, что в случае продолжения войны китайские людские резервы неистощимы, соглашается на перемирие, и китайцы уходят.

Комментарий. Это один из славных эпизодов бирманской военной истории.

1768–1776. Поражение в Сиаме. Истощенные войной с Китаем и неспособные вести эффективную и последовательную политику в завоеванном Сиаме, бирманцы изгнаны войсками сиамского полководца Пья Таксина.

1770. Вторжение в Манипур. Маха Тхихатхура и другие бирманские военачальники, боясь гнева правителя за неудачи в войне с Китаем и Сиамом, решают поправить свое положение проведением военных операций против слабого противника.

1775–1776. Война с Сиамом.

1782–1819. Правление Бодавпайи (младшего сына Алаунгпайи). Он восходит на трон после ожесточенной борьбы с другими претендентами.

1784–1785. Завоевание Аракана.

1785–1792. Возобновление войны с Сиамом. Бирманское вторжение (1785–1786) не имеет особого успеха – возможно, по причине некомпетентности короля в военных вопросах – однако в ходе пограничных конфликтов Бирме удается аннексировать области Тавой и Тенассерим.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.