Македонская военная система

350—320 гг. до н. э

Филипп, придя к власти, полностью реорганизовал македонскую армию (359). В результате она стала самой лучшей в мире, соединив дисциплину и выучку наемников с преданностью греческих солдат. Впервые в истории была создана концепция координированных тактических действий объединенных родов войск. Четкая организация, выдержка, хорошая подготовка, сплотив войско, в результате образовали военную машину, которая под командованием Филиппа (а впоследствии Александра) успешно действовала против любой армии того времени. Она могла бы соперничать и со всякой армией, созданной на протяжении последующих восемнадцати веков.

Ядром армии была пехота. Македонская фаланга была основана на греческой модели, но достигала в глубину 16 человек, вместо 8 или 12, и стояли в ней воины не плечом к плечу, а на некотором расстоянии друг от друга. Гоплиты подразделялись на пезетеров и гипаспистов. Многочисленные пезетеры были вооружены сариссами (копьями) длиной до 4 м (применялась и более тяжелая и длинная сарисса)[6]. Каждый воин нес перекинутый через плечо щит, такой большой, что, встав на колени, можно было за ним укрыться, и короткий меч. На нем были шлем, нагрудник и поножи. Сариссу держали в 90—180 см от тупого конца, так что наконечники копий первых четырех или пяти рядов в бою выступали перед фронтом фаланги. Пезетеры много тренировались и поэтому, вопреки тяжелому вооружению, могли передвигаться довольно быстро и выполнять самые различные маневры.

Гипасписты, элитные силы пехоты, были приспособлены к любому повороту в битве. Они отличались от пезетеров более коротким копьем и легким защитным вооружением и были гораздо подвижнее. Александр применял в сражении косое построение, эшелонирование назад от правофлангового кавалерийского острия, поэтому гипасписты располагались на правом фланге фаланги, осуществляя связь между кавалерией и пезетерами.

Филипп считал такое формирование тяжелой пехоты необходимым для маневра, при котором основной удар наносила кавалерия, а фаланга, атакуя на бегу, обрушивала всю свою мощь на противника, который не успевал опомниться от натиска конницы.

Македонская военная система 350—320 гг. до н. э

Македонский всадник

Филипп и Александр стремились избрать для сражения наиболее ровное поле, однако фаланга могла действовать и на пересеченной местности.

Чтобы защитить фланги и тыл фаланги, Филипп и Александр ввели в действие легкую пехоту, пелтастов. Вооруженные луками, пращами или дротиками, они прикрывали наступление фаланги и отступали на фланги или в тыл перед началом рукопашной схватки. В тылу находились сопровождающие армию люди, так называемые псилы, которые стерегли лагерь и обозы, а также выполняли функции фуражиров и разведчиков.

Организация гоплитов при Филиппе и Александре основывалась на деках (шеренгах) по 16 воинов. Четыре шеренги составляли тетрарху из 64 человек, а четыре тетрархи синтагму из 256 человек. Самое большое формирование составляло таксис из 1500 воинов и содержало 6 синтагм. Всего в македонской армии было 12 таксисов. В азиатском походе Александра участвовало 8 таксисов, 4 он оставил в Македонии. Преемники таксисов, как воинских формирований, включали по 4 синтагмы, насчитывая около 1 тыс. человек, вместо таксисов в 1500 воинов. Эти воинские подразделения стали называться хилиархиями[7].

Македонская подвижная фаланга формировалась из частей, принадлежащих к разным родам войск. Она включала: тяжеловооруженную пехоту (гипаспистов и пезетеров), 2048 пелтастов, 1024 псила и кавалерийский полк (эпигиппархию) из 1024 всадников – всего 8192 человека. Большая фаланга имела численность ок. 32 тыс. воинов.

Македонская военная система 350—320 гг. до н. э

Македонский воин с длинным копьем

Македонская военная система 350—320 гг. до н. э

Македонская фаланга

Главной ударной силой армии была кавалерия, хорошо экипированная и обученная. Ее элитой были македонские аристократы, составляющую «конницу товарищей», так как Филипп и Александр вели их в бой лично. Следующей категорией всадников были наемные фессалийцы. Они обычно занимали позицию справа от пехотной фаланги. Оружием тяжелой кавалерии была легкая пика трехметровой длины. Ее можно было и метать, и пользоваться ею как копьем. Кроме того, кавалеристы хорошо владели короткими мечами. Их защитное вооружение – нагрудники, щит, шлемы и поножи. Наголовники и нагрудники прикрывали и лошадей. Легкая кавалерия в составе македонского войска была вооружена дротиками, копьями и луками, кроме шлема воины ничего не носили. В их обязанности входили прикрытие, разведка и защита флангов. Существовали и такие типы кавалерии, как конные копейщики, а также воины, которые могли сражаться как верхом, так и в пешем строю. Всадники сидели на подстилке, чепраке или вообще не имели седел. Уздечка и оголовье были близки к современным. Проводились постоянные учения и тренировки фаланги.

Македонская армия впервые применила некий прототип артиллерии: Филипп ввел в обиход легкие катапульты и баллисты, хотя вряд ли применял их в полевых условиях. Александр же использовал их в битвах. Основные детали орудий можно было перевозить на вьючных лошадях или мулах, а иногда орудия везли и в собранном виде на телегах. Филипп и Александр ввели несколько новшеств в осадную войну, отчего успешнее действовали против крепостей, чем их греческие предшественники. Инженерные подразделения наводили мосты и переправы через реки, причем основное оборудование для этого перевозилось во вьюках или на телегах, деревянные части изготовлялись на месте.

Усовершенствовал Филипп и штабную организацию. Детали ее неясны, но отличалась она тщательной продуманностью. Команды подавались голосом, трубой и движением копья. Дальнюю связь обеспечивали дымовые сигналы. У Александра для связи во время боя имелось семь адъютантов, а также пажи. Программы обучения командного состава были сопоставимы с учебой в современных академиях.

Армию сопровождали хирурги, существовало даже нечто подобное полевым госпиталям.

Таким образом, Филипп передал Александру Великому прекрасно организованную и обученную армию.

Похожие книги из библиотеки

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.