Тактические концепции Наполеона

К концу XVIII в. военные действия в Европе характеризовались широкомасштабными сражениями, проводимыми по принципу линейной тактики: осадные действия тоже проводились по установленному образцу. В линейной тактике боевых действий не было ни нового вооружения, ни важных изменений. Усовершенствования носили незначительный характер. Повысилось качество ручного оружия, и пехота стала основным родом войск. Скорострельность ручного оружия увеличилась за счет совершенствования пускового механизма. Было внедрено нарезное оружие, но в силу своей уникальности оно состояло на вооружении только отдельных специальных частей. Стандартным вооружением пехоты все еще оставался кремневый гладкоствольный мушкет со штыком. Кавалерия была вооружена главным образом саблями, но некоторые части имели карабины. Артиллерия применялась как вспомогательный род войск. Конструкция существующих орудий еще не могла обеспечить нужной скорострельности, траектории и точности попадания в цель, что было необходимо для поддержки атакующих войск. Наполеон не столько изменил существующие методы ведения боя, сколько вдохнул в них новую жизнь, объединив тактику с революционными стратегическими концепциями.

В военных действиях Наполеон всегда делал ставку на генеральные сражения как средство разгрома главных сил противника после завоевания стратегического превосходства с помощью маневра. Тактически он обычно наносил главный удар по флангам противника, одновременно атакуя его центр, или наносил мощный удар по центру, рассекая фронт противника и одновременно проводя фланговый охват. Дивизии, атакующие в главном направлении, поддерживались массированным огнем резервной артиллерии Наполеона. Фланги пехотных дивизий прикрывались кавалерией.

Наполеон начинал захват стратегических и политических центров враждующей с ним страны только после разгрома главной силы противника.

Похожие книги из библиотеки

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Самозарядные пистолеты

Книга представляет собой систематизированный обзор наиболее известных боевых пистолетов, разработанных и выпускавшихся в период с начала XX века по наши дни. В этой работе представлена не только информация по конструкции, характеристикам и отличительным особенностями различных моделей пистолетов, но и личные впечатления владельцев и пользователей некоторых из представленных в книге образцов, а так же краткие обзоры исторических событий, послуживших основой к разработке и принятию на вооружение тех или иных систем.

«Крайним средством защиты народа от государственной тирании является право хранить и носить оружие – и это главный довод для сохранения этого права»

Третий президент США Томас Джефферсон