Наполеон

Первую новую со времен Чингисхана концепцию тактики ведения боевых действий Наполеон Бонапарт создал в молодости и применил в своих ранних походах в Италию и Египет. Вплоть до начала XIX в. эта тактика была основной в сражениях Франции против всех ее противников. Несмотря на то что вражеские армии в меру сил старались подражать новой тактике Наполеона, они не могли понять сущности его революционных нововведений. Даже тогда, когда противники побеждали Наполеона (1814), они благоговели перед ним до такой степени, что говорили: «Присутствие Наполеона на поле битвы стоит 40 тыс. солдат». (Эти слова приписывают и Блюхеру, и герцогу Веллингтону, но все же вероятнее, что их произнес Блюхер.)

Наполеон никогда не придавал своей концепции законченную словесную форму и не излагал ее на бумаге. Он вел разрозненные записи, или «максимы» (в наиболее полной коллекции их насчитывается 115), в которых сформулированы его важнейшие стратегические и тактические идеи. Однако эти максимы больше напоминают афоризмы и применимы только к тому или иному конкретному сражению Наполеона.

Но методы ведения военных действий Наполеона удалось установить, пользуясь летописью его побед. Друзья и враги начали изучать его тактические приемы еще до его падения, и некоторые поверхностные и интуитивные прозрения молодого Наполеона, перенятые его противниками, несомненно, сыграли роль в этом падении. Впоследствии три великих военных теоретика посвятили жизнь подробному анализу его боевых действий (см. ниже).

Наполеон избегал стереотипов и старался разрабатывать отдельный план для каждой кампании и битвы таким образом, чтобы его действия были непредсказуемыми для противника. Тем не менее, как утверждал сам Наполеон, его теории были основаны на простых принципах, и он мог резко менять свои стратегические и тактические планы в ходе каждой кампании. (Один из историков утверждал, что Наполеон провел больше сражений, чем Александр Македонский, Ганнибал и Цезарь, вместе взятые; хотя не все операции Наполеона можно считать сражениями, тем не менее это свидетельствует о многочисленности его боевых действий.)

Наполеон старался по возможности выиграть кампанию еще до первого сражения. Если позволяли обстоятельства, он сочетал стремительный марш-бросок с искусным обходом флангов противника, чтобы перерезать линии его коммуникаций, а затем проводил атаку в неблагоприятной для соперника обстановке. Среди кампаний, выигранных Наполеоном еще до начала сражения, выдающееся место занимают битвы под Маренго, Ульмом и Иеной.

Чтобы обмануть и дезориентировать противника, почти всегда превосходившего численностью, дать возможность войскам быстро маневрировать, а также чтобы эффективно осуществлять материально-техническое снабжение армии, Наполеон до самого последнего момента держал свои части рассредоточенными. Затем, быстро стянув их, он бросал основные силы на прорыв. Типичными примерами такого полководческого приема служат сражения под Риволи, Фридландом и Дрезденом. Излюбленным приемом Наполеона была концентрация войск и атака на стыке неприятельских армий, а также с тыла. Примерами этого служат его первая и последняя битвы: при Монтенотте и Ватерлоо. Поражение при Ватерлоо было обусловлено тем, что в тех обстоятельствах Наполеон и его генералы не сумели применить свои знаменитые приемы ведения боя.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.