Наполеон
Первую новую со времен Чингисхана концепцию тактики ведения боевых действий Наполеон Бонапарт создал в молодости и применил в своих ранних походах в Италию и Египет. Вплоть до начала XIX в. эта тактика была основной в сражениях Франции против всех ее противников. Несмотря на то что вражеские армии в меру сил старались подражать новой тактике Наполеона, они не могли понять сущности его революционных нововведений. Даже тогда, когда противники побеждали Наполеона (1814), они благоговели перед ним до такой степени, что говорили: «Присутствие Наполеона на поле битвы стоит 40 тыс. солдат». (Эти слова приписывают и Блюхеру, и герцогу Веллингтону, но все же вероятнее, что их произнес Блюхер.)
Наполеон никогда не придавал своей концепции законченную словесную форму и не излагал ее на бумаге. Он вел разрозненные записи, или «максимы» (в наиболее полной коллекции их насчитывается 115), в которых сформулированы его важнейшие стратегические и тактические идеи. Однако эти максимы больше напоминают афоризмы и применимы только к тому или иному конкретному сражению Наполеона.
Но методы ведения военных действий Наполеона удалось установить, пользуясь летописью его побед. Друзья и враги начали изучать его тактические приемы еще до его падения, и некоторые поверхностные и интуитивные прозрения молодого Наполеона, перенятые его противниками, несомненно, сыграли роль в этом падении. Впоследствии три великих военных теоретика посвятили жизнь подробному анализу его боевых действий (см. ниже).
Наполеон избегал стереотипов и старался разрабатывать отдельный план для каждой кампании и битвы таким образом, чтобы его действия были непредсказуемыми для противника. Тем не менее, как утверждал сам Наполеон, его теории были основаны на простых принципах, и он мог резко менять свои стратегические и тактические планы в ходе каждой кампании. (Один из историков утверждал, что Наполеон провел больше сражений, чем Александр Македонский, Ганнибал и Цезарь, вместе взятые; хотя не все операции Наполеона можно считать сражениями, тем не менее это свидетельствует о многочисленности его боевых действий.)
Наполеон старался по возможности выиграть кампанию еще до первого сражения. Если позволяли обстоятельства, он сочетал стремительный марш-бросок с искусным обходом флангов противника, чтобы перерезать линии его коммуникаций, а затем проводил атаку в неблагоприятной для соперника обстановке. Среди кампаний, выигранных Наполеоном еще до начала сражения, выдающееся место занимают битвы под Маренго, Ульмом и Иеной.
Чтобы обмануть и дезориентировать противника, почти всегда превосходившего численностью, дать возможность войскам быстро маневрировать, а также чтобы эффективно осуществлять материально-техническое снабжение армии, Наполеон до самого последнего момента держал свои части рассредоточенными. Затем, быстро стянув их, он бросал основные силы на прорыв. Типичными примерами такого полководческого приема служат сражения под Риволи, Фридландом и Дрезденом. Излюбленным приемом Наполеона была концентрация войск и атака на стыке неприятельских армий, а также с тыла. Примерами этого служат его первая и последняя битвы: при Монтенотте и Ватерлоо. Поражение при Ватерлоо было обусловлено тем, что в тех обстоятельствах Наполеон и его генералы не сумели применить свои знаменитые приемы ведения боя.