Механизированные корпуса и бригады

Низкая боевая отдача двух новых танковых корпусов в мае 1942 года под Харьковом, а также недостаточная эффективность 14 других танковых корпусов на первоначальных этапах проводимой немцами в июле и августе 1942 года операции «Блау» показали, что эти корпуса пока не способны проводить масштабные и длительные наступательные операции. Мотопехота танковых корпусов, насчитывающая всего 15 небольших стрелковых рот и лишенная адекватного транспорта, была слишком слаба для поддержки танковых войск на поле боя. Артиллерия танковых корпусов также была слишком слаба и мало мобильна, чтобы поддерживать корпуса как в ближнем бою, так и в операциях развития успеха при прорыве.

В сентябре 1942 года НКО попытался устранить эти недостатки, начав формирование механизированных корпусов, имевших существенно большую мотопехотную, артиллерийскую и противотанковую составляющую, нежели существующие танковые корпуса. Создав к 2 сентября первые два из этих корпусов, НКО к 31 декабря 1942 года сформировал еще шесть. Поскольку эти новые механизированные корпуса были сформированы из разных соединений и предназначались для действий в разных условиях на весьма сильно различающейся местности, их состав существенно варьировался (см. таблицу 7.6).

К 31 декабря 1942 года было создано три различных вида механизированных корпусов. Каждый из них имел примерно одинаковое ядро из трех механизированных бригад, одного полка противотанковой и одного полка зенитной артиллерии, батальона гвардейских минометов, разведывательного (бронемашины), саперного, санитарного и ремонтного батальонов, инженерно-минной роты и роты снабжения (называемой некоторыми источниками полевой ремонтной базой), а также полевой пекарни. В каждой из механизированных бригад таких корпусов имелся собственный танковый полк с 39 танками Т-34.

Помимо этого общего для всех ядра, механизированные корпуса могли иметь либо одну-две танковых бригады, либо два танковых полка. Первый вариант механизированного корпуса включал в себя одну танковую бригаду с 53 танками при общей численности корпуса в 175 танков, из них 100 танков Т-34 и 74 танка Т-60 или Т-70. Второй вариант имел две таких же танковых бригады при общей численности корпуса в 224 танка (организацию и численность механизированных корпусов в 1942 и 1943 годах см. в таблице 7.7).[389]

В дополнение к созданным в 1942 года первым восьми механизированным корпусам в январе 1943 года НКО сформировал 4-й гвардейский механизированный корпус на базе 13-го танкового корпуса (который в октябре 1942 года уже был организован как механизированный корпус) с добавлением в него трех механизированных бригад, двух отдельных танковых полков и обычного набора вспомогательных частей и подразделений.[390]

В сентябре 1942 года также началось формирование двух видов механизированных бригад — отдельных и корпусных. Каждая бригада состояла из трех мотострелковых батальонов, ремонтного, автотранспортного и административного взводов, в корпусной бригаде танкового полка могло не быть (организацию и численность механизированных бригад в 1942 и 1943 годах см. в таблице 7.8). В отличие от мотострелковой бригады танкового корпуса, мотострелковый батальон механизированной бригады включал в себя пулеметную роту и усиленную противотанковую роту. Первоначально танковый полк включался только в отдельные механизированные бригады, но впоследствии он был добавлен и в состав механизированных бригад механизированных корпусов.

И в корпусных, и в "отдельных механизированных бригадах танковые полки состояли из двух рот средних танков по три взвода общей численностью в 11 танков Т-34, роты легких танков с тремя взводами в каждой и 16 танками Т-70, роты противотанковой артиллерии, а также взводов разведки, автотранспорта и ремонтного. Вместе с командирским танком при полковом штабе численность такого танкового полка составляла 339 бойцов и 39 танков, в том числе 23 танка Т-34 и 16 танков Т-70.[391]

Как и в случае с танковыми корпусами, НКО в 1943 году также произвел крупные структурные изменения в составе механизированных корпусов и бригад для повышения их боеспособности. Этот процесс начался 1 января, когда танковые полки стали постоянным элементом корпусных механизированных бригад, а часть легких танков в них была заменена средними. Такой новый танковый полк состоял из трех рот средних танков с одним командирским танком и тремя взводами по три танка Т-34 в каждом (то есть 10 танков Т-34 в роте), одной роты легких танков с одним командирским танком и двумя взводами по три танка Т-70 или Т-60 в каждом (7 танков Т-70 или Т-60 в роте), а также двух полковых командирских танков. Общая численность полка составила 339 человек и 39 танков, в том числе 30 танков Т-34 и Девять танков Т-70 или Т-60. Новая организация добавила танковому полку роту автоматчиков и взвод противотанковых ружей. Позже в январе того же года НКО ввел в состав механизированного корпуса минометный полк, смешанный полк самоходной артиллерии с 25 самоходными орудиями СУ-76 или 17 СУ-76 и восемью СУ-122, а также резервный танковый отряд.[392]

Однако, как и в случае с танковыми корпусами, внесение этих изменений требовало немало времени, поэтому модифицированные механизированные корпуса и танковые полки не один месяц существовали параллельно со старыми вариантами. Более того, в феврале 1943 года состав механизированных корпусов Красной Армии все еще значительно варьировался.

Хотя все механизированные корпуса состояли из трех механизированных бригад, полков зенитной и противотанковой артиллерии, батальона гвардейских минометов, мотоциклетного или бронеавтомобильного, ремонтного и санитарного батальонов, инженерно-минной роты и роты снабжения, в некоторых имелись одна или две танковые бригады, а другие имели лишь по два отдельных танковых полка. Поэтому штатная численность механизированного корпуса варьировалась от 13559 до 15018 человек и от 175 до 224 танков при 98 орудиях, 148 минометах и восьми «катюшах». Самый многочисленный вариант корпуса насчитывал 204 танка, в том числе 162 танка Т-34 и 42 танка Т-70.

В феврале механизированные бригады мехкорпусов состояли из штаба и штабной роты, трех мотострелковых батальонов, одного танкового полка с тремя танковыми ротами, минометного и артиллерийского батальонов, рот разведки, автоматчиков, противотанковых ружей, зенитных пулеметов, саперно-минной и обозной, а также санитарного взвода. Как описано выше, танковые полки механизированных бригад имели 39 танков, общая численность механизированной бригады составляла 3558 человек личного состава, 39 танков, 60 орудий и минометов.

После февраля 1943 года НКО изменил штат механизированного корпуса и бригады примерно по той же схеме, что и танковых корпусов и бригад. Например, в марте он заменил полки ПВО, обеспечивавшие противовоздушную оборону корпусов, корпусными зенитно-артиллерийскими полками, в каждом из которых насчитывалось 16 37-мм зенитных орудий и 16 зенитных пулеметов ДШК, а также развернул роты связи корпусов в полные батальоны. После того, как в апреле корпусные полки противотанковой артиллерии были просто переименованы в истребительно-противотанковые артиллерийские полки, НКО добавил в состав корпуса отдельные противотанковые дивизионы, а в августе заменил смешанные корпусные полки самоходной артиллерии тремя полками самоходной артиллерии: одним на самоходных орудиях СУ-76, вторым — на СУ-85 и третьим — на СУ-152. К концу 1943 года все полки самоходной артиллерии штатно имели 21 машину.[393]

Похожие книги из библиотеки

Маленькие «Тигры»

Эта книга посвящена достаточно малоизвестным германским боевым машинам, создаваемым уже в период Второй мировой войны. Большинство из них предназначалось для разведки и связи, меньшая часть — для поддержки пехоты, а также для выполнения иных специальных задач. Конструктивно их подвеска, да и многие другие агрегаты были подобны знаменитым немецким танкам «Тигр» и «Пантера», поэтому все семейство вполне можно было назвать маленькими «Тиграми». Однако этой технике не суждено было сыграть в великом противостоянии какую-либо значительную роль. Германская танковая промышленность с трудом справлялась с основными заказами и крупносерийно выпускать технику узкоспециального назначения уже не могла.

Легкие танки Т-40 и Т-60

Советский легкий плавающий танк Т-40 и его сухопутный наследник— Т-60 всегда привлекали внимание как конструкторов, так и историков создания и развития техники. Не обошел эту тему и «Моделист-конструктор» (см. «М-К» № 2 за 1978 г. и № 1 за 1994 г.).

И это неудивительно. Ведь если роль Т-40 в боевых действиях была скромна — слишком быстро он сошел со сцены, то Т-60 стал третьим по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне (после Т-34 и Т-70) советским танком. Широкое применение в этой боевой машине автомобильных узлов и агрегатов дало возможность привлечь к ее массовому производству целый ряд машиностроительных предприятий, что позволило в тяжелейшие для страны первые годы войны резко увеличить выпуск столь необходимой фронту техники.

Топи их всех!

Книга написана бывшим командующим подводными силами Тихоокеанского флота США. Автор подробно освещает боевую деятельность американских подводных лодок на Тихом океане а годы второй мировой войны. В книге рассматриваются тактические приемы подводных лодок, приводятся сведения об одиночных и групповых действиях лодок против японского торгового судоходства и боевых кораблей. Книга содержит большой фактический материал о потерях военного и торгового флота Японии.

Секретное оружие Гитлера. 1933-1945

«Секретное оружие Гитлера. 1933-1945» — книга, которая описывает основные аспекты развития секретного оружия Германии в 1933-1945 годах. Данное пособие полностью исследует программу вооружения Германии: от сверхтяжелого танка Р1000 «Ratte» (Ратте) до высокоэффективной миниатюрной подводной лодки «Seehund» (Зеехунд). Книга насыщена различной информацией и секретными данными немецкого вооружения в годы Второй мировой войны. Повествует о том, как испытывались в бою истребители с реактивным двигателем, описывает боевую мощь противокорабельной ракеты воздушного базирования Hs 293.

Кроме того, пособие включает большое количество показательных иллюстраций, сводных таблиц, карт боевых действий.