ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Трансмиссия танка Т-80 двухблочная механическая, с гидравлической сервосистемой управления. В ее состав входят две бортовые планетарные коробки передач, конструктивно объединенные в один блок с бортовыми редукторами. Коробки передач похожи на стоявшие на Т-64, однако отличаются от них числом передач (4 вместо 7). Такому сокращению способствовала благоприятная моментная характеристика двигателя, существенно расширившая диапазон применения каждой передачи. Благодаря этому удалось при сохранении приемлемых габаритов коробок значительно усилить их элементы, что, в свою очередь, способствовало повышению надежности и долговечности агрегатов. Прямолинейное движение танка обеспечивается синхронной работой обоих блоков, а поворот осуществляется за счет включения в коробке отстающего борта пониженной на одну ступень передачи. Поэтому поворот с минимальным расчетным радиусом, равным ширине колеи танка, возможен, как у Т-64, только на 1-й или задней передаче. Однако в зависимости от положения рычага управления обеспечиваются: повороты машины со свободным радиусом (в начале хода рычага), зависящим от дорожно-грунтовых условий, так как в этот момент в коробке отстающего борта передача просто выключается; плавные повороты (при дальнейшем перемещении рычага) за счет пробуксовки фрикционов включения и плавного уменьшения радиуса поворота от величины свободного; повороты с расчетным радиусом на передаче (при полностью выжатом рычаге).

Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80 нет. Его роль выполняет упоминавшийся выше РСА. При переключении передач педаль РСА перемещают до упора. В этом случае лопатки соплового аппарат поворачиваются на 70–80° от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Причем переместить рычаг избирателя можно только при выжатой педали РСА, поскольку в исходном положении она механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Таким образом обеспечена гарантированная защита ротора турбины от разноса. Кстати, отсутствие такого механизма в двигателе ГТД-ЗТ объекта 167-Т привело к разрушению лопаток турбины во время испытаний.

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Задний буксировочный крюк

Замок буксировочного крюка

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Приводы управления коробками передач того же типа, что и на Т-64. Задающими элементами их являются расположенные в отделении управления рычаг переключения передач, два рычага управления поворотом и педаль тормоза, исполнительными же устройствами являются гидросервоприводы. Механик-водитель, воздействуя на любой задающий элемент управления, прилагает усилия, необходимые для поворота маленького золотника в механизмах распределения. Для этого требуются столь малые усилия, что на некоторых органах управления (например, в приводе управления поворотом) пришлось установить догружатели.

Для обеспечения безударного и плавного включения передач в системе гидроуправления имеется специальная коробка плавности. Благодаря ее наличию процессы снятия давления масла в бустерах фрикционов обеих коробок (при выключении передачи) и его нарастания регулируются по времени автоматически.

Торможение машины осуществляется в момент нажатия педали, которая через механический привод воздействует на золотник управления гидроусилителя, поршень последнего, перемещаясь под давлением, включает остановочные тормоза коробок передач. Стояночный же тормоз (горный) имеет механический сервопривод.

Гусеничный движитель танка Т-80 (применительно к одному борту) состоит из мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожки, шести сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией в виде резиновых массивов, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса со съемными венцами и направляющего колеса с механизмом натяжения.

Как уже отмечалось, повышение динамических характеристик танка за счет установки более мощного, чем у Т-64 и Т-72, двигателя привело к необходимости совершенствования ходовой части. Однако ее конструкция, подобная Т-72, была слишком тяжела, подобная Т-64 — просто не выдержала бы нагрузок. Конструкторы нашли компромиссный вариант. Опорные катки сделали несколько меньшего диаметра, чем у Т-72, а беговую дорожку гусеницы (внутреннюю поверхность траков) покрыли резиновыми башмаками.

Гусеница машины мелкозвенчатая цевочного зацепления (передача усилия от ведущего колеса осуществляется через скобы, закрепленные на концах пальцев) состоит из 80 траков с резинометаллическим шарниром. Каждый трак состоит из двух штампованных звеньев, в проушины которых запрессованы два пальца, а на верхнюю часть привулканизированы резиновые подушки. Соединяются между собой траки в средней части гребнями и башмаками, которые скрепляются болтами. По краям на пальцы соседних траков одеваются скобы (так называемые бинокли). Гусеничные ленты симметричны и могут быть надеты со стороны любого борта.

Ведущее колесо состоит из сваренной из двух частей ступицы, двух съемных зубчатых венцов и ограничительного диска. Зубчатые венцы имеют по 12 зубьев, рабочие участки профилей которых усилены износостойкими наплавками. По мере износа зубьев ведущие колеса меняют местами или заменяют на них зубчатые венцы. Опорный каток Т-80 двухскатный, со съемными дисками, выполнен из алюминиевого сплава. Наружная поверхность дисков навулканизирована массивной резиновой шиной. Поддерживающие катки односкатные, также снабженные резиновой шиной.

Направляющее колесо машины состоит из двух сваренных между собой литых дисков с окнами для выхода грязи и снега и ребрами жесткости. В расточках осей направляющих колес размещены редуктор и датчик электроспидометра (на правом) и редуктор с тахогенератором для обеспечения роботы механизма АД (на левом). Механизм натяжения гусеницы одночервячный с глобоидным зацеплением, непосредственно воспринимает усилия, действующие на направляющее колесо.

Подвеска машины индивидуальная. В качестве упругих элементов используются длинные, во всю ширину корпуса танка, торсионы, обеспечивающие большой динамический ход опорных катков. На 1, 2 и 6-м узлах подвески установлены мощные гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия. В целом ходовая часть Т-80 удовлетворяет требованиям маршевых условий и обеспечивает высокую проходимость по слабонесущим и сыпучим грунтам в условиях боя. Конструкция танка получилась достаточно легкая ("ажурная") и надежная, имеющая резерв для увеличения массы танка.

Похожие книги из библиотеки

Советские асы пилоты ЛаГГ-3, Ла-5/7

Летчики-истребители всегда очень строго относятся к самолетам, на которых они идут в бой. Споры на тему какой самолет лучше столь стары, сколь стара сама авиация. Получилось так, что пары конкурентов сложились исторически: «Спитфайр» сравнивают с Bf.109, «Мустанг» с Fw-190. А еще можно бесконечно выбирать лучший самолет из «модельного» ряда «Спитфайр», «Мустанг», «Тандерболт», Fw-190 и Bf.109. Дебаты на эту тему бесконечны, каждый самолет имеет своих приверженцев. В Советском Союзе, а теперь и в России ведутся споры на тему что лучше Як или Ла.

Крейсер II ранга “Забияка”. 1878-1904 гг.

Крейсер №4, вступивший в строй российского Императорского флота под названием «Забияка», своим рождением был обязан нежелательному для Англии ходу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эта война стала причиной последовавшей вскоре цепочки важных событий и привела в конце концов к заказу ряда истребителей английских коммерческих судов в странах, враждебных в то время Англии, —в Америке и Германии.

Советские асы на истребителях ленд-лиза

После нападения Гитлера на СССР к программе помощи СССР присоединилась и Британия (и это при том, что Черчилль 24 года вел борьбу с коммунизмом!). Всего Британия и Канада поставили 5211 самолет, еще 11450 машин поставили американцы. Большая часть были истребители – «Харрикейны», «Спитфайры» и более чем 550 «Томагавков» и «Аэрокобр» – были поставлены непосредственно из США, однако часть непосредственно из британских запасов.

Германские легкие крейсера Второй мировой войны

Пожалуй, как ни одна из других крупных морских держав, Германия очень четко выдерживала общую линию развития своих малых крейсеров. Только в самом начале строительства флота, в 80-е гг прошлого века, наблюдались колебания в выборе типа. Однако уже к середине 90-х гг выработался тип небольшого бронепалубного корабля водоизмещением 3000 т с вооружением из двенадцати 105-мм орудий, в принципе не менявшийся до русско-японской войны (все улучшения относились к механической установке, которая постепенно становилась все более мощной, в результате чего скорость возросла с 19-20 до 25-26 узлов). Знаменитые корсары «Эмден», «Кенигсберг», «Дрезден», «Карлсруэ», «Нюрнберг» принадлежали именно к этому типу.