Фоккер E.III

Голландец Антони Фоккер переехал в Германию в 1912 году и организовал в Шверине небольшой самолетостроительный заводик. В Германию он прибыл именно потому, что здесь перед ним открывались перспективы, тогда как в Голландии будущее его было сомнительным. На родине Фоккер сумел построить в 1911 году несколько удачных монопланов под маркой «Спин» («паук»), но на этом возможности развития были исчерпаны. В Германии ему почти сразу удалось получить заказ на выпуск самолета «Спин-3». Но серия оказалась небольшой, а попытка развить конструкцию самолета кончилась неудачно. Фоккер даже подумывал скопировать французский «Моран Н», который больше всего напоминал его первые конструкции. В 1913 году Фоккер увидел «Моран Н» на авиационном показе в Йоганнистале, купил поврежденный экземпляр и отремонтировал его для своих задач. В середине года он создал копию самолета, назвав его М5К, а затем модифицировал его, так получился верхнеплан Мб. На базе Мб Фоккер создал более легкий верхнеплан М8, который прошел армейские испытания и пошел в серию под обозначением A.I. Затем Фоккер вернулся к концепции среднеплана, каким был М5. Уменьшив размах крыла и переработав хвостовое оперение он получил самолеты M5L (A.II) и М5К (А.1П). На М5 Фоккер установил пулемет «Парабеллум» с синхронизатором, так получился М.5/ MG он же E.I. Удалось построить три самолета E.I с номерами 1/15,2/15 и 3/15.

Самолет 2/15 пилот Курт Виттгенс продемонстрировал в Дёберице представителям генштаба и кайзеру. Полет и стрельбы прошли успешно и самолет направили в серийное производство. Сам Фоккер и лейтенант Отто Паршау облетели фронтовые аэродромы на самолетах 1/15 и 3/15, демонстрируя машины пилотам. В Дуэ, где дислоцировался 62-й дивизион. Фоккер оставил обе машины, чтобы пилоты могли с ними лучше ознакомиться. Так случилось, что в 62-м дивизионе в это время служили Макс Иммельман и Освальд Бёльке. Эти два величайших немецких пилота начали осваивать подаренные самолеты. Уже 1 августа 1915 года Иммельман сбил английский В.Е. 2с, а 19 августа Бёльке сбил Бристоль «Скаут». Другие пилоты дивизиона, также начали летать на «Фоккерах». Потери союзников на участке 62-го дивизиона резко возросли. Дело дошло до того, что ситуацию обсуждали на заседании Палаты Общин. Английские парламентарии постановили, что нужно сделать все, чтобы прекратить эту бойню. Использовался такой оборот, как «бич Фоккера» (Fokker scourge), самолеты В.Е. 2 назывались не иначе, как «корм для Фоккеров». Действительно, самолет «Фоккер Е.1», и последовавшие за ним E.II и E.III превосходили французские самолеты «Моран- Солнье L» и английские В.Е. 2. Хотя союзнические самолеты и были вооружены, они не имели шансов при встрече с немецким самолетом, вооруженным одним или двумя пулеметами с синхронизатором. В конце октября 1915 года на Западном фронте действовало только 26 «Фоккеров Е.III». но их эффективность была такой, что на каждого погибшего немецкого летчика приходилось 17 погибших летчиков Антанты! Союзники отдали приказ, чтобы каждый разведывательный самолет сопровождало по меньшей мере три истребителя. В свою очередь германцы, действовавшие до той поры индивидуально, разработали коллективную тактику, формируя боевые отряды (Kampfeinsitzer Kommando — КеК). Дословно немецкий термин переводится как боевая группа «одноместников», слова «истребитель» тогда еще не существовало. Напряженность боев непрерывно росла. Если в июле 1915 года состоялось 46 воздушных боев, то в декабре столько боев происходило за день! Бёльке был горячим сторонником и пропагандистом группового боя. непрерывно совершенствуя его тактику. В «личном зачете» он стал лучшим истребителем Германии. Летал он на новом «Фоккере E.IV» со сдвоенным ротационным двигателем мощностью 118 кВт и одерживал одну победу за другой. Но по ту сторону фронта конструкторы тоже не дремали, и самолеты E.I, Е.Ш постепенно сдавали позиции. Эпоха «Фоккеров Е» кончилась 5 января 1916 года, когда в 3-й эскадрилье появились «Ньюпоры 11». Союзникам удалось создать паритет. В июне 1916 года на Е.III погиб Макс Иммельман, прошитый очередью с английского F.E.2b из 25-й эскадрильи. Эта смерть оказалась символичной.

«Фоккер Е.III» 419/15 (M.14V). Самолет оснащен двигателем «Оберрусель» мощностью 73 кВт и вооружен пулеметом «Шпандау 08/15».

«Фоккер Е.III» 419/15 (M.14V). Самолет оснащен двигателем «Оберрусель» мощностью 73 кВт и вооружен пулеметом «Шпандау 08/15».

«Фоккер Е.III».

«Фоккер Е.III».

Погрузка боекомплекта для пулемета «Шпандау» на самолет «Фоккер Е.III».

Погрузка боекомплекта для пулемета «Шпандау» на самолет «Фоккер Е.III».

В конце 1916 года оставшиеся «Фоккеры Е.Ш» сняли с Западного фронта. Около 20 «Фоккеров» моделей M5L и E.I входили в состав австро-венгерской армии. Эти самолеты были вооружены австрийскими 8-мм пулеметами «Шварцлозе». Самолеты E.I- E.IV представляли собой одноместный среднеплан смешанной конструкции. Фюзеляж сваривался из стальных труб, сечение фюзеляжа прямоугольное, внутри имелись растяжки из стальной проволоки. Передняя часть фюзеляжа и капот двигателя имели алюминиевую обшивку, остальная часть фюзеляжа покрывалась тканью. Нижняя часть двигателя в целях лучшей вентиляции была открыта. Спереди кабину прикрывало лобовое стекло. Крылья деревянные, двухлонжеронные, прямые, без возвышения, тонкого профиля. без элеронов. Поперечное управление самолетом осуществлялось за счет скручивания крыла с помощью тяг. Шасси со стойками из трубок имели сложную конструкцию, ось колес разделенная, резиновый амортизатор. Хвостовое оперение плавающего типа без стабилизаторов. Рули из стальных трубок, обтянутых тканью. Самолет E.II1 пытались улучшить, установив на него мощный двигатель и два-три пулемета. Так появился самолет E.IV. Но характеристики этой машины оказались в итоге хуже, поэтому истребитель E.IV выпустили ограниченной серией всего в 90 экземпляров.

На самолете стоял ротационный двигатель «Оберрусель U0» мощностью 60 кВт (E.I и E.II), «Оберрусель U1» мощностью 75 кВт (Е.Ш) и «Оберрусель UIII» (биротационный) мощностью 118 кВт (E.IV). Винт двухлопастный деревянный фирмы «Гаруда». Топливный бак находился в фюзеляже за креслом пилота. Прототип M5/MG был вооружен одним пулеметом «Парабеллум 08/14» калибра 7,92 мм. На самолетах E.I-E.IV стояло по два или даже три пулемета «08 Стандарт Максим» калибра 7,92 мм с синхронизатором системы Шнайдера. Пулеметы имели ленточное питание, лента наматывалась на барабан, а стреляные гильзы собирались в контейнер у двигателя.

Австрийский «Фоккер В.II» № 03.82, выпущенный фирмой «Авиатик».

Австрийский «Фоккер В.II» № 03.82, выпущенный фирмой «Авиатик».

Конструктор и его детище. Антони Фоккер у самолета M.SL(A).

Конструктор и его детище. Антони Фоккер у самолета M.SL(A).

Носовая часть «Фоккера E.1V». Двойной ротационный двигатель «Оберрусель U.I1I» мощностью 117 кВт и три пулемета «Парабеллум».

Носовая часть «Фоккера E.1V». Двойной ротационный двигатель «Оберрусель U.I1I» мощностью 117 кВт и три пулемета «Парабеллум».

Тактико-технические данные

E.I E.II Е.III E.IV
Сухая масса, кг 357 399 399 465
Взлетная масса, кг 622 607 610 722
Размах, м 8,53 8,70 9,52 9,97
Длина, м 6,76 7,31 7,20 7,48
Высота, м 2,89 2,28 2,40 2,74
Плошадь крыла. м? 15 15 16 16
Макс. скорость, км/ч 132 136 140 159
Время набора 1000 м

5 3
Потолок, м 3048

3500 4114
Впемя полета, ч

1,5

Похожие книги из библиотеки

Танки ИС

Настоящее издание посвящено истории «тяжелого танка военною времени», носившего имя «Вождя всех народов». Несмотря па то, что танк не относится к числу малоизвестных, отечественные авторы не балуют его своим вниманием. Предлагаемый вашему вниманию альбом содержит краткую историю создания этого танка, написанную на основе изучения документов Наркомата танковой промышленности. Наркомата вооружений, Челябинского Кировского завода, а также Музея Артиллерии, Инженерных войск и войск Связи, Музея Бронетанкового вооружения и техники, НИИ-48 и Главного Бронетанкового Управления.

Истребитель танков «Мардер»

Сам факт появления в Вермахте самоходных противотанковых орудий не случаен. С одной стороны — это часть общего процесса создания широкой номенклатуры самоходноартиллерийских установок, необходимых для повышения мобильности артиллерийских подразделений в составе танковых и моторизованных дивизий. С другой — прямое соответствие тактике применения танковых соединений в немецкой армии.

В принципе, для Панцерваффе было характерно наличие в штате большого числа противотанковых орудий. Так, например, к началу операции «Барбаросса» в составе немецкой танковой дивизии в среднем имелось 45 37-мм и девять 50-мм противотанковых пушек, в моторизованной дивизии — 102 37-мм и девять 50-мм. Кроме того, для противотанковой обороны могли привлекаться (и привлекались) легкие и тяжелые пехотные орудия, а также малокалиберная зенитная и дивизионная гаубичная артиллерия. В состав дивизионных боевых групп в случае необходимости включались орудия корпусной артиллерии и 88-мм пушки тяжелых зенитных дивизионов Люфтваффе.

Автомобили Советской Армии 1946-1991

Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.

Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.