7,62x25 (7,62x25 TT / 7,62mm Tokarev)

7,62x25 (7,62x25 TT / 7,62mm Tokarev)

7,62x25, известный сейчас так же как 7,62mm Tokarev, появился благодаря наличию и популярности у командирского состава РККА и НКВД немецких пистолетов Mauser C-96, имевшихся в большом количестве, а так же весьма солидного запаса патронов 7,63mm Mauser к ним. Однако еще более важным фактором, поспособствовавшем принятию на вооружение Красной армии этого боеприпаса, было фактическое совпадение с русским калибром 7,62 мм.

Данный калибр был и у знаменитой винтовки Мосина и у русской версии пулемета Максима. Поэтому при производстве стволов для пистолетов-пулеметов и пистолетов можно было достичь высокой степени унификации, используя то же оборудование, при помощи которого производили винтовочные и пулеметные стволы. Это давало большую экономическую выгоду и не требовало больших затрат времени. Было принято решение проектировать новый пистолет и перспективные пистолеты-пулеметы именно под этот патрон.

7,63x25 был создан братьями Фиделем, Фридрихом и Джозефом Федерле совместно с Паулем Маузером, на основе конструкции 7,65 мм патрона к пистолету Borchardt C93 для самозарядного пистолета их конструкции, получившего в дальнейшем известность как Mauser C-96. Однако сам патрон был несколько изменен. Главными отличиями от патронов для пистолетов C-96 стали измененный на одну сотую миллиметра диаметр пули, для соответствия принятому стандартному калибру 7,62 мм, расширенная проточка гильзы и использование капсюля от патрона к 7,62-мм револьверу Наган образца 1895 г. Кроме того, в отличие от патронов 7,63x25, ведущая часть пули коническая, с отлогим конусом, при этом оживал описан двумя радиусами. Это незначительные изменения. Патроны к пистолету Токарева и к Mauser C-96 взаимозаменяемы. В итоге, в 1930 году на вооружение РККА был принят патрон 7,62x25 под официальным наименованием «7,65-мм пистолетный патрон «П» обр. 1930 г.», с индексом 57-Н-132.

Пуля имеет свинцовый сердечник и стальную оболочку, плакированную томпаком. Начальная скорость пули составляет 420 м/c, энергия – 510 Дж. В целях более надежного соединения пули с гильзой, изготавливавшейся из латуни, пулю закрепляли в гильзе круговым обжимом дульца гильзы с последующим кренением. Данный патрон использовался в пистолете Токарева, пистолете-пулемете Шпагина, Дегтярева и Дудаева, широко применялся во время Второй Мировой войны как РККА, так Вермахтом. В 1941 году на вооружение РККА был принят патрон с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником, под обозначением «П-41». Головная часть пули «ПТ» покрывалась черным лаком с красной полоской. В 1943 году начал выпускаться патрон с трассирующей пулей «ПТ», дававшей на дистанции 350 – 400 метров красный святящийся след. Головная часть пули «ПТ» окрашивалась в зеленый цвет. Эти патроны предназначались прежде всего для стрельбы из пистолетов-пулеметов. В 1951 году пули «П» заменили пулями «Пст», имеющими стальной сердечник. Патроны с такими пулями обозначаются индексом 57-Н-134С, с биметаллической гильзой, и 57-Н132С – с латунной гильзой. «Пст» поражает противника в бронежилете второго класса (NIJ уровня IIIA) при сохранении останавливающего действия.

После окончания войны оружие и патрон еще длительное время находились в вооруженных силах СССР, стран Варшавского договора, Вьетнама и Китая. Даже после снятия с вооружения на складах и во многих частях оставалось много устаревшего оружия под патрон 7,62x25, которое впоследствии поставлялось в самые разные страны мира, в особенности, в «горячие точки». В настоящее время на складах военных частей ВС Российской Федерации еще имеется очень большое количество этих патронов. Они продолжают использоваться в локальных конфликтах, в Африке, на Ближнем Востоке и других регионах мира. Кроме патронов с пулями со стальным сердечником, предназначенных для использования в армии и правоохранительных службах, сейчас выпускается множество вариантов патрона 7,62x25, предназначенных для гражданского рынка оружия. Это патроны как с оболочечными, такие как сербские ППУ или американские Winchester, так и с экспансивными пулями, к примеру Wolf Gold. Главным преимуществом этих патронов является высокое пробивное действие пули. Но при этом есть и недостатки – невысокое останавливающее действие оболочечных пуль FMJ, с чем не согласны многие из тех, кому приходилось применять пистолет Токарева по прямому назначению, и возможность нанесения вреда здоровью и жизни третьих лиц из-за слишком большой проникающей способности. Однако использование экспансивных пуль повышает останавливающее действие пули до 20% и уменьшает ее проникающую способность. Сегодня самым популярным и распространенным оружием, включая США, под этот патрон является пистолет Токарева, который продолжает выпускаться в разных вариантах и в различных странах мира.

Похожие книги из библиотеки

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.