4.8.1. Сущность самовоспитания военнослужащих

Внутреннюю основу самовоспитания составляет потребность в самосовершенствовании. Процесс самовоспитания имеет свою логику и этапы развития.

Современная действительность потребовала по-новому посмотреть на военнослужащего, его возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Военнослужащий должен проявлять активность не только в приобретении профессионального мастерства, но и в совершенствовании всех качеств своей личности.

Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания военнослужащих современных требований военно-педагогической науки.

Самовоспитание – это целеустремленная, активная деятельность воина, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств.

Оно – составная часть единого, целостного, взаимосвязанного военно-педагогического процесса. Воспитание оказывает большое влияние и активирует процесс формирования личности воина, способствует и ускоряет развитие у него моральных, боевых, психологических и физических качеств.

Стремление к самовоспитанию – это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать себя.

Для самовоспитания необходимо создавать такие условия службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.

Самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам.

Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных ученых психологов, педагогов и выдающихся военачальников.

Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание – это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться:

Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями,… только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, – только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других.

Вопросам самовоспитания большое внимание уделял А. В. Суворов. Великий полководец не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина, но и оставил советы по самовоспитанию.

Самостоятельная работа российских воинов по всестороннему совершенствованию своих личностных качеств рассматривается ныне как один из показателей жизненной позиции и как важное направление всестороннего развития личности.

Занимаясь самовоспитанием, воин приобретает активность, волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера.

Самовоспитание играет особую роль в воинской деятельности, которая требует от личности самого высокого уровня воспитанности и способности умело и мужественно защищать Родину.

В современных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил, когда военное дело непрерывно усложняется и резко повышается значимость человека в бою, роль самовоспитания воинов возрастает. Оно имеет большое значение для успешной подготовки военнослужащих и способствует выполнению ими долга перед народом.

Самовоспитание обусловливается многими объективными и субъективными факторами: требованиями международной обстановки; развитием нашего государства, реформированием Вооруженных Сил и воинской службы; внутренними потребностями в духовном и физическом развитии воинов; стремлением овладеть воинской специальностью в короткие сроки и др.

Самовоспитание обязательно предполагает определенный уровень воспитанности личности, готовности и способности к самосознанию, самоанализу и самооценке, сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других воинов, выработки устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Все это показывает, что существует сложная диалектическая взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием. Воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует, направляет и конкретизирует его.

В свою очередь, самовоспитание как результат воспитания придает тому действенность и в какой-то мере завершенность.

В тех случаях, когда военнослужащий путем самовоспитания стремится избавиться от негативных элементов в своем поведении и действиях, оно выступает в качестве внутренней основы его перевоспитания.

Педагогическая практика показывает, что в воспитании воинов нельзя добиться результата, если не вызвать стремления и потребности к самовоспитанию. Для этого необходима его система, которая требует разнообразных методов, приемов и средств. Отсутствие таковой понижает качество этого процесса.

Военнослужащий, активно и творчески занимающийся самовоспитанием, вырабатывает у себя необходимые качества и способности, которые регулируют его поведение и отношение к военной службе.

Самовоспитание – непременное условие самосовершенствования личности.

В процессе самовоспитания все стороны личности становятся предметом постоянного изменения и изучения.

Самовоспитание – это явление социальное. Оно присуще воину, осознающему себя в коллективе, в системе воинских взаимоотношений.

Занимаясь самовоспитанием, воин реализует социальную потребность по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, которые способствуют выполнению требований ратного труда. Воин при этом четко определяет программу работы над собой с учетом своих сил, возможностей, мотивов, потребностей и психологической готовности к систематической работе над собой.

По своей социальной функции самовоспитание – это еще и педагогический процесс, предполагающий, что в нем субъект и объект воспитания – одно лицо. Следовательно, требуется особая методика работы над собой. Самовоспитание индивидуально и обусловлено внутренними предпосылками.

Похожие книги из библиотеки

Бронетанковая техника Германии 1939-1945

В пятом номере «Бронеколлекции» — приложении к журналу «Моделист-конструктор» — даётся краткий обзор развития германской бронетехники в период с 1939 по 1945 г.

Славянская броня Гитлера

Из семнадцати танковых дивизий Вермахта, участвовавших летом 1941 года в нападении на СССР, шесть были вооружены танками чешского производства Pz.35 (t) и Pz.38 (t), на тот момент составлявшими почти треть германского танкового парка. А если учесть бронетехнику чешских заводов «Шкода» и БММ (до оккупации — ЧКД), состоявшую на вооружении армий Словакии, Румынии и Венгрии, которые присоединились к гитлеровскому «крестовому походу на Восток», то эта цифра станет еще более весомой.

Дальше — больше. Начиная с 1942 года цеха чешских заводов покинули около 2000 противотанковых САУ «Мардер» и самоходных гаубиц «Бизон», а с весны 44-го чешская промышленность снабжала Вермахт на редкость удачными истребителями танков Jagd Pz.38 (t) «Hetzer», представлявшими серьезную опасность не только для «тридцатьчетверок», но даже для грозных ИСов. Всего за год чешские заводы произвели более 2800 «хетцеров» — больше, чем всех других истребителей танков Вермахта вместе взятых, — а общий вклад «братьев-славян» в вооружение гитлеровцев невозможно переоценить.

Новая книга ведущего отечественного специалиста — лучшее на сегодняшний день исследование истории и боевого применения всех типов чешской бронетехники, участвовавшей в войне против России.

Основной боевой танк Т-80

История создание и описание танка Т-80 и его модификаций.

Корветы “Витязь” и “Рында”. 1882-1922 гг.

На стене старейшего и самого знаменитого океанографического музея в Монако начертаны названия судов, с которыми связаны крупнейшие в истории человечества открытия в области океанографии. И в этом списке есть слово «Vitiaz». Макаров обессмертил корабль, которым командовал, и тем самым лишний раз подтвердил непреложных закон - всякий корабль хорош настолько, насколько хороши люди, которые на нем плавают. При этом надо заметить, что у «Витязя» был брат - однотипный с ним крейсер «Рында». Он прожил долгую жизнь, но за время своей службы ничем заметным себя не проявил и поэтому малоизвестен любителям военно-морской истории. Но и корабль, прослуживший во флоте более 30 лет, заслуживает того, чтобы его помнили.