3.2.7. Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении военнослужащих

Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении, рационального сочетания коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения требует от командира (педагога) создавать благоприятные условия для успешной активной работы всех военнослужащих и в то же время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения и содействия личностному развитию.

По своему характеру воинская деятельность коллективная. Коллективизм военнослужащих – это единство воли, действий и ответственности. Современная боевая техника и оружие требуют высокой четкости, согласованности действий личного состава, и любая неточность в работе хотя бы одного человека может привести к срыву выполнения боевой задачи не только расчета или экипажа, но и подразделения, части. Именно коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, сплоченность, готовность помочь друг другу и взаимозаменяемость всех военнослужащих отделений, расчетов, экипажей и подразделений. Основой формирования коллективизма выступает организация коллективных действий на занятиях и учениях, в процессе несения боевого дежурства, внутренней и караульной служб.

Коллективизм в обучении взаимосвязан с индивидуальным подходом. Хорошо организованная работа воинского коллектива неотделима от четкой работы каждого военнослужащего Командиру для правильной и всесторонней его подготовки требуется знать индивидуальные особенности подчиненного, умело учитывать их при обучении.

Делать это, естественно, необходимо не только в процессе боевой и общественно-государственной подготовки. Вся работа с личным составом строится и проводится на основе всестороннего его изучения командиром, который должен придерживаться следующих дидактических правил:

непрерывно работать над повышением своей психолого-педагогической культуры;

учитывать общие и индивидуальные мнения, настроения, запросы;

активизировать общую познавательную и практическую деятельность обучаемых постановкой коллективных учебных задач, организацией соревнования, взаимопомощи и взаимоконтроля;

органически сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы в обучении, боевой и общественно-государственной подготовке;

осуществлять постоянный контроль учебы своих подчиненных;

активно использовать систему соревнования и взаимопомощи;

хорошо знать интеллектуальные, духовно-нравственные, педагогические, социальные, психологические и физические особенности каждого подчиненного и воздействовать на него с учетом этих особенностей;

устанавливать причины низкой успеваемости того или иного военнослужащего и определять форму индивидуальной помощи каждому из них;

давать задания для самостоятельной работы и организовывать проверку с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих.

Похожие книги из библиотеки

1941. «Последний парад» мехкорпусов Красной Армии

Эти ожесточенные бои стали «ПОСЛЕДНИМ ПАРАДОМ» мехкорпусов Красной Армии летом 1941 года. Это контрнаступление должно было закрыть огромную брешь, образовавшуюся на Минском направлении после приграничной катастрофы, и восстановить положение Западного фронта. Эта великая танковая битва, в которой с обеих сторон участвовали свыше 2000 единиц бронетехники (гораздо больше, чем под Прохоровкой!), осталась «в тени», т. к. документация советских частей была почти полностью утеряна.

Почему же контрудар 5-го и 7-го мехкорпусов РККА в районе Сенно — Лепель не увенчался успехом? По чьей вине не удалось реализовать наше превосходство в бронетехнике? Как были потеряны новейшие КВ и Т-34? Почему наши танковые армады сгорели за считанные дни, так и не добившись перелома в боевых действиях и не остановив немцев?.. НОВАЯ КНИГА ведущего военного историка, основанная на материалах не только отечественных, но и зарубежных архивов, отвечает на все эти вопросы.

Истребитель И-16

Его силуэт легко угадывался на плакатах, изображающих вождей могучего государства. Стаи этих маленьких самолетиков наполняли детские книги, в кинофильмах предвоенной норы И-16 крутили немыслимые фигуры высшего пилотажа. По своему внешнему виду и летным качествам И -16 резко выделялся среди советских и иностранных истребителей начала 30-х годов. По сути он явился первым скоростным истребителем — монопланом новой генерации. Непривычно обрубленный спереди фюзеляж, плавно сопряженный мощными зализами с широкими крыльями, массивное оперение, убирающееся шасси, придавали И-16 неповторимый облик фантастического лобастого насекомого. Задняя центровка (более 30 %) делала самолет неустойчивым в полете, что считалось тогда вполне нормальным и даже желаемым для увеличения маневренности. Хотя достигнутый результат и доставлял впоследствии много хлопот при подготовке летчиков, он же сыграл и свою положительную роль. Пилоты, хорошо освоившие И-16. обладали, как правило, утонченной техникой пилотирования и без труда осваивали другие машины. Летчики называли его «ишачком», любили его и ругали, как любят и ругают привычный предмет, приносящий не только радость, но и огорчения. Когда пришла Большая война, встал И-16 как стойкий бульдог на защиту своего дома. Он и погиб в той войне...

Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955

Танки 1943-1955 годов стали последними танками сталинской эпохи – танками, которые помогли приблизить победу в великой войне XX века. Ни одна из крупных наступательных операций Красной армии второй половины войны не проводилась без масс танков. Концентрация их на главных направлениях Белорусской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операций не знала аналогов. Немецко-фашистская армия так и не смогла воспрянуть после потерь масс танковых войск в летнем сражении 1943 года. И перешла от действий танковых групп и танковых армий к операциям с использованием небольших танковых соединений.В этот период советские танкостроители смогли дать армии тысячи простых и дешевых, но надежных и современных боевых машин, обладающих весьма достойными характеристиками, тогда как Германия отставала если не в качестве, то в количестве боевых машин на фронте.Так каким был этот путь? Путь от освоения сырых и еще не вполне надежных боевых машин к тьме "бронированной саранчи" (как ее называли за рубежом), которая наводила страх на все страны мира в конце 1940-х – начале 1950-х? Каков был путь развития "танка Победы" в этот ответственный момент?На эти вопросы призвана ответить новая книга Михаила Свирина, основанная на документах конца войны и первых послевоенных лет.