Рангоут и такелаж

Оснастка состояла из двух одинарных практически одинаковых вертикальных стальных трубчатых мачт довольно большого диаметра. Фок- и грот- мачту оборудовали деревянными стеньгами для установки радиоантенн; сигнальными реями для подъёма и размещения боевых и сигнальных флагов, различных дневных и ночных средств сигнализации, включая семафор; флагшток для подъёма флага и наблюдательными постами (вороньим гнездом) на салингах марса. Реи можно было спускать. Ось грот- мачты установили на броневой палубе на 34 1/2-м и фок-мачты на 72 1/2-м шп. на расстоянии 45,6 м одна от другой, причём фок-мачту впереди носовой дымовой трубы и вплотную к ней. Высота верхней кромки клотика обоих мачт от КВЛ составляла 42,4 м, верхней кромки стеньги радиоантенн 39.4 м, верхней кромки трубчатой мачты 32 м, их салингов 28 м (для сравнения высота верхних кромок дымовых труб составила 19 м).

Трубчатые мачты изготовили из мягкой судостроительной стали Сименс-Мартена толщиной стенок 4-6 мм. Их наружный диаметр в основании равнялся 550 мм, при проходе через верхнюю палубу увеличивался за счёт элементов крепления до 680 мм и у топа уменьшался до 300 мм. В точках закрепления мачт в основании и при проходе через палубы предусмотрели установку деревянных прокладок. Мачты поддерживали стальные ванты диметром 40 мм. Полая труба фок-мачты одновременно служила вентиляционным каналом центрального коридора.

В местах установки мачты на броневой палубе мачты закрепили в рамах из железных угольников на деревянных прокладках из тикового дерева. Обе мачты на протяжении от броневой палубы до двух метров выше палуб, мостиков и т.д., где люди могли бы с ними соприкасаться, изолировали деревянным покрытием.

Наблюдательный пост установили на 4 м ниже топа каждой мачты (28 м выше КВЛ) и оборудовали входным люком и леером (поручнями), а для спуска- подъёма проходил скоб-трап.

Линейные корабли типа "Нассау”

Линейные корабли типа "Нассау”

(Продольный разрез корпуса в районе ахтерштевня)

На передней части грот-мачты и задней части фок-мачты установили 4-метровыс укосины (вылеты, поперечные стрелы), служащие для подъёма стеньги и поддержки рея. Кроме того, в качестве гафеля для флага на грот-мачте предусмотрели вылет длиной 2,5 м. Длинные наклонные деревянные стеньги радиоантенн длиной 10 м, по одной на каждой мачте впервые были введены на линкорах типа "Нассау" и затем вновь нашли свое применение только при постройке линкоров типа "Бисмарк". На каждой мачте установили по два гафеля для флага, один флагшток длиной 4,5 м и оборудовали одним сигнальным реем длиной 13,2 м.

Ради такелажа на "Нассау", как и на "Блюхере", окончательно отказались от постов управления артиллерийским огнем на марсах. Вместо этого в немецком флоте предполагали введение решетчатых мачт по американскому образцу. Но на это не решились. Решетчатые мачты имели недостатки: представляли собой крупную мишень, имели большие колебания, и их трудно было содержать в исправности. Для управления огнем они не использовались, поскольку в германском флоте управление огнем производилось из боевой рубки, расположенной на высоте мостика.

Напротив, на "Дредноуте" предпочли высокорасположенный пункт централизованного управления артиллерийским огнем и выбрали для этого верхнюю часть треногой мачты, имея взамен не только ухудшение условий наблюдения от задымления газами дымовой трубы и собственных выстрелов, но и увеличение предела дальности в бою на дальних дистанциях. Это не было нововведением, поскольку уже имелось на первом британском броненосце с бронированными башнями "Кэптен" (1867 г.), чтобы при стрельбе избежать помех от многочисленных вант.

На "Дредноуте" и нескольких следующих английских линкорах фок-мачта стояла неудачно – позади передней трубы, дымовые газы от которой сильно нагревали её и окутывали марс. На линкорах типа "Нассау" первоначально предполагали такое же положение фок-мачты, но от этого отказались, поскольку она не несла поста управления артиллерией. Окончательно было решено расположить мачту вплотную к носовой дымовой трубе и впереди неё.

Похожие книги из библиотеки

Hawker Hurricane. Часть 3

Третий выпуск, посвященный истребителю Hawker Hurricane — боевое применение.

«Штурмгешютце» в бою

Фельдмаршал фон Манштейн отзывался об этой самоходке как о «лучшем средстве поддержки пехоты».

В Красной армии ее называли «артштурмом» и ненавидели не меньше «тигров» — эта приземистая малозаметная машина с мощным орудием и хорошей бронезащитой была крайне опасным противником.

«Артштурм», или правильнее «Штурмгешютц» (Sturmgeshutz — «штурмовое орудие») по праву считается наиболее универсальной и массовой самоходкой Вермахта, более того — самой массовой немецкой бронированной машиной Второй мировой войны. Созданные на базе популярного в войсках танка Pz. III, хорошо конструктивно отработанные, простые и надежные, StuG. III находились в производстве и на вооружении фактически всю войну — с 1940 по 1945 год, — став незаменимой «рабочей лошадкой» Вермахта.

Новая книга ведущего отечественного специалиста по истории бронетехники — единственное на сегодняшний день серьезное исследование создания, производства, модернизаций и боевого применения немецких штурмовых орудий — «Sturmgeshutze».

Андрей Чохов [(около 1545-1629)]

Книга представляет собой первую монографию о жизни и деятельности известного мастера литейного дела второй половины XVI–XVII в. Автором собраны сведения примерно о 30 орудиях и многих колоколах, отлитых А. Чоховым. Подробно рассказано о «Царь-пушке», изготовленной в 1586 г., о сконструированной Чоховым «стоствольной пушке». Выявленные архивные материалы позволили реконструировать древнерусскую литейную технологию.

Для всех интересующихся историей техники.

Руководство службы 7,62-мм станковый пулемет обр. 1939 г.

"Утверждаю"

Зам. начальника АУ РККА комкор

Грендаль

4 сентября 1939 г.

Вр. комиссар АУ РККА военинженер 2-го ранга

Муравьев

5 сентября 1939 г.