Концепция создания и назначение

Концепция создания и назначение

К концу 50-х годов отставание Советского Союза от США в области стратегической авиации и военно-морского флота стало очень ощутимо. В то время американские ВВС обладали большим количеством носителей ядерного оружия - бомбардировщиков В-52 и В-47 различных модификаций, способных достичь территории СССР и доставить ядерное оружие. Начали поставляться ударные сверхзвуковые самолеты средней дальности В-58, и шла полным ходом разработка стратегического сверхзвукового самолета со скоростью полета 3000 км/ч ХВ-70, кроме того, появились данные о новейшем разведывательном самолете А-12, способном летать на скоростях, в три раза превышающих скорость звука и на высотах 25-30 км. Американский флот на рубеже 1950-х годов получил на вооружение первые атомные подводные лодки, способные на расстоянии до 2200 км применить по СССР ракетное ядерное оружие, кроме того, ВМС США располагали десятками авианосцев, на которых могли базироваться носители ядерного оружия.

Рисунок самолета М-56 конструкторского бюро В.М. Мясищева. (Андрей Жирнов)

Рисунок самолета М-56 конструкторского бюро В.М. Мясищева. (Андрей Жирнов)

Такое положение вещей не могло не волновать наших военных, и в различных НИИ МО прорабатывались варианты адекватного противодействия со стороны СССР. Наиболее экономичным ответом на угрозу с воздуха и с моря мог быть ударный авиационный комплекс, способный быстро выходить в район нахождения цели и, недоступной для истребительной авиации противника, пустить на больших дальностях ракетное оружие и уйти на аэродром базирования. Такой комплекс должен был состоять из ударного самолета с боевым радиусом действия 3000 км, скоростью около трех скоростей звука и ракеты с гиперзвуковой скоростью, в 4-5 раз превышающей скорость звука, оснащенной мощной боевой частью и системой управления, обеспечивающей возможность крейсерского полета в автономном режиме.

Из-за сильного кинетического нагрева обшивки и выступающих частей планера летательный аппарат (ЛА) с крейсерской скоростью 3000 км/ч должен был создаваться на основе стальных и титановых сплавов, что приводило к большому удорожанию машины, поскольку разработка самих материалов и всего комплекса в целом имела большой коэффициент новизны и требовала проведения большого объема научно-исследовательских работ. Но это было дешевле, чем создание авианосного и подводного флотов, а также ударного воздушного "крейсера" типа ХВ-70, тем более в короткий период времени.

После выбора параметров будущего ударного комплекса и составления тактико-технических требований (ТТТ) Государственному комитету по авиационной технике (ГКАТ) было поручено начать на конкурсной основе разработку технических предложений (ТП) на дальний сверхзвуковой самолет-ракетоносец с основным назначением - поражение ударных авианосцев США (вне зоны досягаемости корабельных средств ПВО), находящихся в составе авианосно-ударных соединений (АУС) и авианосноударных групп (АУГ) и вооруженных палубными истребителями-перехватчиками F-4B "Fantom II" с перспективой их замены самолетами третьего поколения F-111В и ЗУР "Talos" и "Tartar", кроме того, он должен был выполнять обычные ударные операции среднего радиуса действия на европейском театре военных действий и по городам США в зоне досягаемости, а также для ведения разведки в целях ПВО (для уничтожения высокоскоростных целей).

Макет самолета М-52 конструкторского бюро В.М. Мясищева. (Из архива Николая Гордюкова)

Макет самолета М-52 конструкторского бюро В.М. Мясищева. (Из архива Николая Гордюкова)

Фотография самолета NORTH AMERICAN ХВ-70 "Valkyrie". (Из архива Ильдара Бедретдинова)

Фотография самолета NORTH AMERICAN ХВ-70 "Valkyrie". (Из архива Ильдара Бедретдинова)

К концу 50-х годов в СССР разработкой стратегических ударных самолетов занимались в конструкторских бюро А.Н. Туполева и В.М. Мясищева. Туполев работал над самолетом "135", а Мясищев над двумя проектами М-52 и М-56. Изделия "135" и М-52 являлись проектами боевых машин, выполненных, в основном, из алюминиевых сплавов и рассчитанных на полет с максимальными скоростями 2000-2500 км/ч с максимальной взлетной массой около 200 т. Конструкцию М-56 предполагалось выполнить из сплавов титана и легированных сталей, что позволяло выдержать кинетический нагрев обшивки 300°С, проектная взлетная масса самолета составляла около 230 т. Его было можно назвать "крейсером" бомбардировочной авиации. К сожалению, эти проекты не подходили под I I 1, хотя прорабатывались в ответ на американский стратегический бомбардировщик ХВ-70 "Valkyrie" ...

В конце 1960 г., после выступления Н. С. Хрущева на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития военной авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным боевым самолетам. В ОКБ Лавочкина был закрыт Ла-250 "Анаконда", у "суховцев" - Т-37, на фирме Микояна - Е-150, у Мясищева - М-52 и М-56. Два конструкторских бюро - С.А. Лавочкина и В.М. Мясищева передавались во вновь образующееся Министерство общего машиностроения, Мясищев был назначен начальником ЦАГИ, а Лавочкин целиком сменил тематику на ракетную. Одновременно многие авиационные конструкторские бюро получили задания по ракетной тематике. Было разрешено заниматься только модифицированием существующих самолетов.

Закрывая разработку новых самолетов, Н.С. Хрущев не рискнул выступить напрямую против патриарха советской авиации Андрея Николаевича Туполева и остановить тему "135", тем более что продолжение разработки этого самолета было выгодно военным, поскольку он наиболее близко подходил под параметры новых ТТТ. Наоборот, ОКБ А.Н. Туполева было предложено проработать возможность увеличения скорости полета самолета "135" до 3000 км/ч, поскольку заокеанский ХВ-70 обладал крейсерской скоростью полета, равной 3000 км/ч.

Кроме того, председатель ГКАТ Петр Васильевич Дементьев предложил создание нового ударного самолета "истребительным" КБ: П.О. Сухого и А.С. Яковлева. Конструкторское бюро А.М. Микояна привлечено не было, поскольку было загружено работами над самолетом Е-155. Проектирование таких тяжелых машин в этих конструкторских бюро было неординарным событием, но только у истребительных конструкторских бюро был большой опыт по разработке самолетов, способных летать на больших сверхзвуковых скоростях.

Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой. (ОАО ‘ОКБ Сухого")

Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой. (ОАО ‘ОКБ Сухого")

П.В. Дементьев с большим уважением относился к А.Н. Туполеву, оценивая шансы проекта "135" как более предпочтительные. Он, видимо, предполагал, что победителем станет проект "135", а если конкурс выиграет разработка Сухого, то в связи с отсутствием производственных мощностей у его конструкторского бюро, все работы будут оставлены за Туполевым. И некоторые последующие факты косвенно подтверждают это.

После объявления конкурса все три КБ приступили к проектированию нового самолета.

В выданных конструкторским бюро технических заданиях (ТЗ) была сформулирована концепция создания нового самолета.

Поскольку основным препятствием ударного самолета является система противовоздушной обороны (ПВО) противника, то новая машина должна была создаваться с учетом возможностей ПВО и способностью преодолевать ее с минимальными потерями. В начале шестидесятых годов основным средством борьбы с воздушными нарушителями в странах Запада были армейские зенитные ракетные комплексы (ЗРК): "Howk", "Nike-Hercules", а также морские - "Terrier", "Talos" и "Tartar". Основу истребительной авиации составляли самолеты: McDONNEL F-101 "Voodoo", CONVAIR F-102 "Delta Dagger", LOCKHEED F-104 "Starfighter", GENERAL DYNAMICS F-106 "Delta Dart", McDONNEL F-4 "Phantom II", DASSAULT "Mirage III", SAAB J-35 "Draken" и другие. У ЗРК максимальные дальность поражения составляла 160 км и высота - 30 км, а максимальная скорость поражаемой цели - 775 м/с. Самолеты могли поражать цели на высоте до 25 км и скоростях до 2650 км/ч.

Для защиты от возможных атакующих действий противовоздушной обороны противника (при ее прорыве) новый самолет-ракетоносец должен был иметь крейсерскую скорость полета равную 3000 км/ч и потолок 22-24 км. При подлете к цели на такой скорости системы наведения радиолокационных станций (РЛС) противника не успевали перехватить бомбардировщик и навести на него зенитную ракету. В заднюю полусферу новый ударный самолет не могли бы поразить ни истребитель-перехватчик, ни зенитная ракета.

Новый самолет должен был иметь дальность полета 6000 - 8000 км и нести не менее двух крылатых ракет средней дальности с радиусом действия 400 - 600 км, что позволяло бы самолету применять оружие вне досягаемости средств ПВО.

Работа по новому самолету в опытном конструкторском бюро П.О. Сухого началась в начале 1961 г. Первоначальная проработка его облика была поручена заместителю начальника бригады общих видов Александру Михайловичу Полякову, а руководство ею Ивану Ивановичу Цебрикову.

Осенью 1960 г. генеральным конструктором П.О. Сухим в Государственный комитет по авиационной технике было внесено предложение о создании дальнего сверхзвукового ударного самолета-разведчика с двумя ракетами и двумя подвесными топливными баками с крейсерской скоростью полета 2500-2650 км/ч, дальностью 7-8 тыс. км и возможностью полета на высоте 18-22 км. Без топливных баков его скорость составляла 3000 км/ч и дальность уменьшалась до 6-6,5 тыс. км. Кроме того, приказом по ГКАТ №376 от 3 ноября 1961 г. было предписано начальникам ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ и НИАТ обеспечить совместную работу с заводом №51 по продувкам моделей, выбору материалов конструкции, выбору параметров самолета и другим вопросам, а главному конструктору ОКБ-36 (ОКБ им. П.А. Колесова) П.А. Колесову и генеральным конструкторам ОКБ-300 и ОКБ-165 С.К. Туманскому и А.М. Люльке принять участие в разработке проекта сверхзвукового самолета-ракетоносца.

Рисунок пассажирского самолета на базе Т-4 (№2 по схеме на стр. 18 ). (Николай Гордюков)

Рисунок пассажирского самолета на базе Т-4 (№2 по схеме на стр. 18 ). (Николай Гордюков)

Похожие книги из библиотеки

Металлоискатели

Книга предназначена для радиолюбителей, интересующихся вопросами поиска различных металлических предметов с помощью специального оборудования, к которому, в первую очередь, относятся металлоискатели.

В соответствующих разделах приведены принципиальные схемы и рисунки печатных плат как простых, так и более сложных конструкций. Даны рекомендации по самостоятельному изготовлению и настройке металлоискателей, а также советы по их практическому применению.

Настоящее издание будет полезно не только подготовленным радиолюбителям, но и всем читателям, интересующимся данной темой, поскольку большинство представленных конструкций может изготовить как взрослый, так и школьник, никогда не державший в руках паяльник.

Me 163 «Komet» — истребитель «Летающих крепостей»

Летом 1944 года экипажи «Летающих крепостей», бомбивших Германию с 10-километровой высоты, где обычные поршневые истребители двигались как «сонные мухи», были потрясены появлением у гитлеровцев новых летательных аппаратов — крошечные самолеты странной формы на невероятной скорости догоняли американские бомбардировщики, безнаказанно расстреливали их из 30-мм авиапушек и стремительно исчезали, прежде чем бортстрелки успевали открыть ответный огонь. Так состоялось боевое крещение легендарного перехватчика Me 163 «Komet», который прозвали «самым уродливым самолетом Второй Мировой» — всех, кто видел его в первый раз, брала оторопь: как этот «бочонок» вообще может летать?! Но он не просто поднялся в воздух, а стал первым летательным аппаратом, достигшим скорости 1000 км/ч., и единственным ракетным самолетом, принимавшим участие в боевых действиях. Однако за рекордную скорость, феноменальные высотность и скороподъемность, позволявшие «доставать» любые бомбардировщики противника, пришлось заплатить очень дорого, прежде всего огромной аварийностью, — запаса топлива «Кометам» хватало всего на 10 минут полета, а садиться следовало уже после остановки двигателя, на опасно высокой скорости (более 220 км/ч.), и не на шасси, для которых на первых модификациях просто не нашлось места, а на специальную лыжу, так что малейшая ошибка могла стоить пилоту жизни. Вдобавок самовоспламеняющиеся компоненты ракетного топлива были настолько токсичны, что разъедали любую органику, — известны случаи, когда после неудачной посадки тело летчика полностью растворялось за считанные минуты, не помогали даже защитные костюмы… Не удивительно, что пилотов Me 163 окрестили «смертниками», а специалисты до сих пор спорят, насколько эффективен был этот перехватчик и достоин ли называться «чудо-оружием», способным изменить ход воздушной войны, успей немцы построить больше таких машин.

Новая книга ведущего историка авиации ставит в этих дискуссиях окончательную точку, воздавая должное перспективному истребителю, со всеми его достоинствами и недостатками.

Вооружение германской артиллерии

Сравнительные данные германской и нашей артиллерии приводятся только по основным системам, состоявшим на вооружении в начале текущей войны. Они не приводятся по новым и опытным системам, конструктивные, баллистические и эксплуатационные характеристики которых еще не изучены в полной мере.

В связи с переизданием книга капитально переработана: 6ольшинство разделов составлено заново, добавлены таблицы основных характеристик средств механической тяги в артиллерии германской армии, более полно представлен иллюстративный материал.

Просьба ко всем читателям направлять свои замечания и пожелания по книге в адрес Информационного отдела Арткома ГАУ Красной Армии.

Октябрь 1943 года