Военно-морские силы Германии в 1904 году[1]

Германия, руководимая своим энергичным императором, не только заняла первое место в Европе как военная держава, но и в экономическом отношении достигла необычайных результатов. Производства германской фабрикации постепенно преодолевали конкуренцию других стран и мало-помалу наводнили все рынки в ущерб производству других европейских государств, в особенности Англии.

Одновременно с увеличением производства и сбыта добросовестно выполненных произведений, увеличился и торговый флот, который способствовал быстрому распространению предметов германской промышленности во всех странах земного шара. Коммерческие суда, в особенности пассажирские, по размерам, быстроте хода и правильности рейсов перещеголяли все суда коммерческих флотов других наций, не исключая и Америки. Подобное цветущее состояние промышленности, великолепная организация интенсивного сельского хозяйства повели и к прекрасному состоянию финансов.

Обладая хорошими финансами, Германия могла приступить к выполнению своих мечтаний по усилению своих сухопутных и морских сил. Известно, какую она выработала громадную судостроительную программу. Программа, как можно думать, будет выполнена своевременно и прекрасно, потому что немцы отличаются педантичностью, медленным, но трезво обдуманным планом действий, ясными целями, к достижению которых они приступают методично и верно. В экономическом и политическом отношениях они дальновидны, да настолько, что изучая политические события последних лет поражаешься, как широко задуманы были планы, как терпеливо они проводились. Нечего и говорить, что не мало способствовал этому гений Бисмарка и ум и энергия императора Вильгельма.

Итак, Германия стремится не только иметь сильное, хорошо вооруженное войско, но и сильный боевой флот, она знает, что этим она обеспечит себе мир, потому что, не увлекаясь гуманитарными идеями некоторых философов, она твердо верит, что в данное время может быть только вооруженный мир. С другой стороны, народ, достигший своего единения и могущества рядом блестящих войн, не может думать об отдыхе и удовлетворяться достигнутым успехом – он хочет удержать свое место среди европейских держав, стремиться туда же, куда и вся Европа стремится – на Восток. Он не даст себя опередить, он знает, что силой оружия решится участь Востока.

Восстание “гереро” в южно-африканской колонии Германии потребовало отправки туда экспедиции, которая состоит исключительно из добровольцев. Император, в самом начале восстания, желал отправить туда целую дивизию, чем удалось бы вероятно прекратить восстание в самом начале, но не нашел поддержки в штабе. Теперь же восстание приняло большие размеры и отправленные туда добровольцы оказались в слишком малом количестве, чтобы сразу подавить его.

Гереро заняли все главные колодцы и войскам приходится пробавляться болотной водой, вследствие чего среди войска распространился страшный тиф, от которого убывает большая часть солдат. Гереро подвергают страшным мучениям попавшихся к ним в плен. Во избежание мучительной смерти, все солдаты перед отправкой снабжаются коробочкой с сильным ядом, который вызывает моментальную смерть. Поход до сих пор не увенчался успехом, и Германия рискует или совсем потерять эту колонию или же ей придется потратить громадные деньги на отправку подкреплений.

Английский король, в июле месяце, присутствовал в Киле на гонках парусных яхт. Германский Император, на банкете, произнес речь, не лишенную политической окраски. Поблагодарив короля за посещение и отозвавшись с восторгом об английском флоте, император заговорил и о германском флоте “суда которого громом своих пушек только что приветствовали своего почетного адмирала. Флот этот предназначен для защиты торговли и государства, он послужит, так же как и войско к сохранению мира, которым Германия, а вместе с нею и вся Европа, пользуется уже 30 лет. Я знаю – продолжал император – что Английский король прилагает все усилия к сохранению мира. Все военные силы Германского Императора служат той же цели”. В большей части органов германской печати, в самом начале войны нашей с Японией, выражалась надежда на успех России и пожелания счастливой для нас войны. Однако те же органы, по мере того как развивались военные события, безжалостно критиковали наши действия на море – особенно сильны были нападки их на офицерский состав.

Германия преследует выполнение своей судовой программы согласно закону об увеличении флота 14-го июня 1900 г.

Броненосец “Дойчланд ”. 1909 г.

Броненосец “Дойчланд ”. 1909 г.

(Сведения о корабле, опубликованные в книге Н. Evers. “Kriegsschiffbau”. 1930 г.)

Броненосец “Брауншвейг” (класса Н) вполне окончен и в нынешнем 1905 году ходил на испытания. В мае месяце спущен в Данциге, последний из пяти броненосцев класса “Брауншвейг” -г “Лотаринген”. В ноябре спущен в Киле броненосец класса N – “Дойчланд”. Мы видим, что каждый последующий класс броненосцев подвергается значительным усовершенствованиям по размещению артиллерии и защите броней. Последующий тип броненосцев, надо полагать, будет очень отличаться от предыдущих, вследствие стремления увеличить калибр средней артиллерии. Вопрос этот стоит на первой очереди. Действительно, если проследить, как развивалась средняя артиллерия с самого начала ее появления, то видно, что первое появление скорострельных пушек было вызвано появлением миноноски. В начале ограничивались совсем малым калибром. С течением времени удалось для скорострельных пушек перейти от калибра 10 см к 15 см. В то же время самый тип броненосца изменился.

Пробиваемость и меткость выстрелов значительно увеличилась, больше стали требовать от машин и мореходности, следовательно и от запасов угля почему не было больше возможности, как в прежнее время, покрывать толстой броней всю надводную часть корабля. Вопрос тяжести, с одной стороны, с другой, – невозможность безграничного увеличения водоизмещения и наконец быстрое возрастание требований от различных факторов боевого качества корабля, заставили перейти от сплошной защиты корпуса броней к частичной, сравнительно малой, защите его.

Период этот ознаменовался появлением гигантских кораблей в итальянском флоте, а отчасти и в английском. Период этот совпадает с появлением громадных орудий. Орудия эти представляли слишком большую тяжесть, чтобы иметь их в большом числе; поэтому возникла мысль иметь на броненосце, кроме тяжелой артиллерии, еще боле мелкие пушки которые, массой выпускаемых ими снарядов, могли бы разрушить небронированные части и подействовать в конце концов на устойчивость судна. С того момента, как мысль эта перешла в практику начинается стремление увеличить калибр и число скорострельных орудий, а с другой стороны – и защитить корабль от разрушительного действия массовой стрельбы. Так началась борьба между средней артиллерией и средней броней, которая и до сих пор продолжается. Действию той и другой за последние 15 лет поразительно возросло.

Увеличение водоизмещения броненосцев во всех флотах следует приписать главным образом усовершенствованию средней артиллерии, от действия которой приходилось защищаться. Цель ее все та же, что и прежде: разрушение неприятельской средней артиллерии и всех частей корабля, которые можно пробить на среднем расстоянии, но, правда так пробить, чтобы избыток живой силы снаряда был бы достаточен для того, чтобы снаряд пробивший броню мог бы еще произвести внутри корабля большое опустошение. 15-см орудия, из которых состояла почти вся артиллерия (средняя) броненосцев в последних годах была побеждена броней скорее, чем думали. Тогда немцы перешли к 17-см, американцы к 21-см, французы к 16 см и 19 см, англичане сделали самый большой скачек, перешедши к 23,4-см (на “Кинг Эдвард”), правда лишь по четыре орудия и, кроме них, двенадцать 15 см орудий.

Броненосец “Дойчланд”. 1906 г. (Продольные разрезы носовой и кормовой частей корпуса)

Броненосец “Дойчланд”. 1906 г. (Продольные разрезы носовой и кормовой частей корпуса)

Такой корабль как “Кинг Эдвард”, вступая в бой с броненосцем типа “Брауншвейг” например будет иметь преимущество при ведении боя на дальнем расстоянии, потому что 23,4-см орудия пробьют среднюю броню “Брауншвейг” на таком расстоянии, когда 17- см орудия не будут иметь никакого действия на “Кинг Эдвард”. При уменьшающемся расстоянии наступит зона, когда огонь 17-см артиллерии “Брауншвейг” будет действителен в то время как огонь 15-см артиллерии “Кинг Эдвард” не будет действителен. Таким образом выходит, что четырем 23,4-см орудиям противостоять четырнадцать 17-см орудий; следовательно превосходство артиллерии бесспорно на стороне “Брауншвейг”.

При дальнейшем уменьшении расстояния все опять меняется, потому что огонь 15-см орудий уже действителен, но зато, и это очень важно, суда в то же время будут уже находиться в сфере действия мин. Самодвижущаяся мина все время подвергается различным усовершенствованиям: пробег, скорость и попадание значительно увеличены. С этой точки зрения 17-см орудия скоро не будут в состоянии на расстоянии превышающем дальность расстояния выстрела миной, пробивать среднюю броню современных больших броненосцев других государств.

Вопрос установки 19-см средней артиллерии на новейших броненосцах классов N и S еще не решен, но даже если этот калибр и будет принят то, по мнению немцев, это будет еще только полумера. Для германского флота специально вопрос этот очень затруднителен в виду того, что увеличение калибра, утонынение брони тесно связаны с вопросом о водоизмещении. Минимум водоизмещения должен быть так рассчитан, чтобы броненосец во всех отношениях имел бы прекрасные боевые качества соответствующие современным условиям.

Вместе с тем нельзя стремиться к громадному водоизмещению, потому что приходится считаться с осадкой судна которое должно иметь возможность крейсировать вдоль германских неглубоких берегов, входить в порты, проходить Кильским каналом и плавать в датских водах. Последнее условие, собственно говоря,- самое важное. С этой точки зрения граница водоизмещения еще не вполне определена, но для будущих классов броненосцев вероятно достигнет 15000 т.

С увеличением водоизмещения вовсе не обязательно увеличение углубления судна: увеличатся только ширина и длина корабля.

В виду всего этого склонны разрешить вопрос о средней артиллерии следующим образом: уменьшить число орудий средней артиллерии, но зато значительно увеличить калибр, например до 24 см, броню ни в каком случае не уменьшать, скорее наоборот, довести среднюю броню до 210-220 мм.). Соответствующее увеличение водоизмещения возможно удержать в нормальных границах.

Скорость хода будущих броненосцев должна тоже быть значительно увеличена. Кстати сказать, немцы все склоняются к тому, чтобы производить пробы на скорость не при форсированной тяге и при коротких пробегах, а при продолжительных пробегах в нормальных условиях. Скорость хода составляет один из важных факторов боевого качества корабля, если вспомнить, для примера, что благодаря преимуществу хода можно занять выгодное положение до начала боя. Кроме того, при слабейшей артиллерии важно самым коротким путем с наибольшей скоростью нападать на неприятеля.

Чем больше будет действие мины, т.е. чем дальше и вернее будет она попадать, тем труднее, в виду стремления нанести вред неприятелю, обстреливая его до нахождения в сфере действия его мин, разрешить вопрос о средней артиллерии. Таким образом, от мины в значительной степени зависит выбор калибра средней артиллерии. Может наступить момент, когда или значение средней артиллерии пропадет, или придется вести бой в сфере действия мин, что придаст совершенно другой вид тактики.

Для дальнейших соображений относительно необходимых изменений, коим подлежат броненосцы будущих классов немцы широко воспользовались уроками Русско-японской войны. Они теперь считают, что боевые мачты на корабле причиняют во время боя гораздо больше вреда чем пользы. Присутствие на боевых, марсах 37-мм пушек не оправдывает необходимости этих мачт представляющих большую тяжесть и занимающих много места под палубой. Надо еще заметить, что передняя боевая мачта как раз приходиться у боевой рубки и в случае боя на далекой дистанции, точно указывает неприятелю куда целится, чтобы попадать в боевую рубку и передний мостик. Одна тонкая сигнальная мачта вполне достаточна. Еще очень сомнительно, будет ли возможность во время боя все еще производить сигналы флагами.

Военно-морские силы Германии в 1904 году
Броненосец “Дойчланд” во время испытаний. Сентябрь 1906 г.

Броненосец “Дойчланд” во время испытаний. Сентябрь 1906 г.

На русских судах сигнализация флагами прекратилась очень рано вследствие дальности расстояния, и сигналить пришлось беспроволочным телеграфом. Но и этим не долго пришлось пользоваться, так как мачты сразу сильно пострадали от неприятельских снарядов. Поэтому, задача практических учений в мирное время должна заключаться в том, чтобы довести до минимума необходимость сигнализации при нахождении уже в сфере огня неприятеля. Для этого нужна не только великолепная тактическая подготовка, но также взаимное знание и понимание друг друга командиров и большая согласованность действий. Чем выше степень подготовки личного состава, чем больше он обучен для военных целей, тем менее будут нуждаться в сигналах во время боя.

Современная броневая защита броненосца неудовлетворительна. Броневой пояс представляет у ватерлинии большей частью узкую полосу не более 10-14 ф ширины. При нормальном углублении корабля надводная и подводная части пояса равны по ширине, т.е. ватерлиния совпадает как раз с серединой пояса. Но нормального углубления почти никогда не бывает. Большей частью корабли перегружены и бывали случаи, что весь броневой пояс уходил под воду. В таком случае, если у корабля нет средней брони над броневым поясом, то он почти столь же беззащитен, как и бронепалубный крейсер.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестная трагедия С-117

Море неохотно расстаётся со своими сокровенными тайнами. Иногда на это уходят долгие годы, однако чаще всего тайны так и остаются тайнами. Кто может сказать, сколько загадок и трагедий сокрыто под толщей океанов? Сколько человеческих жизней отдано во имя завоевания морей? Сколько кораблекрушений было и сколько их ещё будет?

Сегодня почти никто уже и не помнит давнюю загадочную и трагическую историю советской подводной лодки С-117. Время стёрло из памяти многое. И все же, думается, настала пора рассказать правду о том далёком от нас событии.

Р-39 Airacobra. Модификации и детали конструкции

Истребитель «Аэрокобра» — один из самых удачных самолетов периода второй мировой войны в своем классе, в то же время Р-39 и самый спорный истребитель того периода, по поводу его достоинств и недостатков в США ломают копья до сих пор. Разрабатывался он как скоростной перехватчик, отсюда исключительно мощное вооружение — 37-мм автоматическая пушка, фугасные снаряды которой могли развалить на составляющие едва ли не любой самолет. После проведения летных испытаний прототипа ХР-39 командование авиационного корпуса армии США разрешило снять с самолета турбокомпрессор. На малых и средних высотах это устройство ощутимой пользы не приносило, но на больших значительно увеличивало ЛTX самолета. На Западе придавали большое значение именно высотности истребителей, поэтому решение о снятии турбокмпрессора выглядит довольно странным. Неудивительно, что многие эксплуатанты «Кобры», особенно англичане, плохо отзывались о летных характеристиках истребителя Р-39. «Кобра» не пользовалась популярностью у пилотов.

Мощное пушечное вооружение превращало истребитель в незаурядный ударный самолет, а для атаки наземных целей высотность машине не нужна. Бортовое вооружение «Кобры» позволяло поражать даже бронированные цели. В ВВС Красной Армии сотни «Аэрокобр» успешно применялись как штурмовики. Вместе с тем советские «Кобры» зарекомендовали себя и как отличные самолеты-истребители, на которых сражались множество выдающихся асов.

Тяжёлый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия

Один из самых знаменитых танков Второй Мировой, сравнимый лишь с легендарными Т-34 и «Тигром», Pz.V Panther проектировался не просто как «тевтонский ответ» нашей «тридцатьчетвёрке», а как Wunderwaffe, способное переломить ход войны. Однако чуда опять не получилось. Несмотря на мощную лобовую броню, рациональные углы наклона бронелистов (низкий поклон Т-34!) и великолепную пушку, способную поражать любые танки противника на дистанции до полутора километров, первый опыт боевого применения «Пантер» вышел комом — на Курской дуге они понесли тяжелейшие потери, оказавшись уязвимы в боковой проекции не только для 76-мм противотанковых орудий, но даже для «сорокопяток». Ситуация лишь ухудшилась в 1944 году, когда на вооружение Красной Армии начали поступать новые Т-34-85 и ещё более мощные системы ПТО, а качество германской брони резко упало из-за дефицита легирующих присадок. Если же принять в расчёт исключительную техническую сложность и дороговизну «Пантеры», все её достоинства кажутся и вовсе сомнительными. Тем не менее многие западные историки продолжают величать Pz.V «лучшим танком Второй Мировой». На чём основан этот миф? Почему, в отличие от Союзников, считавших «Пантеру» страшным противником, наши танкисты её не то чтобы вовсе не заметили, но ставили куда ниже грозного «Тигра»? Была она «чудо-оружием» — или неудачной, несбалансированной и просто лишней машиной, подорвавшей боевую мощь Панцерваффе? В уникальной энциклопедии ведущего историка бронетехники, иллюстрированной сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий, вы найдёте ответы на все эти вопросы.

Танковый меч страны Советов

Книга посвящена величайшей в истории танковой армаде — бронетанковым войскам СССР. Во всех странах мира, вместе взятых, танков было меньше, чем в Советской Армии. Эти полчища стальных чудовищ, предназначенных для победоносного рывка к Ла-Маншу, погибли вместе со страной, их создавшей. Впервые в отечественной и зарубежной литературе представлена реальная, а не парадная история развития и упадка советских танковых войск послевоенной эпохи.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.