БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) — является дальнейшим развитием БРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1982 г. Горьковским автомобильным заводом и с 1982 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков.

БРДМ-2 - видео

Главная особенность машины — очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище «Бардак». В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина

История создания

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В. А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1982 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) — базовая модель. Выпускалась с 1963 года

БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) — базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения

БРДМ-2А — модернизированная

БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина

Конструкция

БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения — в средней, а моторного отделения — в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина

Броневой корпус и башня

Отделение управления

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

- Сиденья командира и механика-водителя;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Радиостанция;
- Приборы наблюдения.

Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

ХАМВИ и БРДМ-2

В случае подрыва придорожного фугаса, находящегося хотя бы на небольшом расстоянии от БРДМ, в отличии от американского "ХАМВИ", он не получал особых повреждений, если конечно в землю не закапывали пол тонны взрывчатки - ну так тогда и танк бы "полетел"... не то что легкая бронемашина. Правда что касается комфорта... да - тут "Хамви" и БРДМ-2 не сравнить. Но лучше пусть будет жарко и неудобно, чем уютно, а потом холодно, но уже насовсем.

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

БРДМ-2 преодолевает водную преграду.

БРДМ-2 преодолевает водную преграду

Отделение силовой установки

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

- Привод ручного пуска двигателя;
- Двигатель;
- Топливный бачок пускового подогревателя;
- Генераторная установка;
- Фильтровентиляционная установка;
- Коробка передач;
- Воздушные баллоны;
- Водяные и масляные радиаторы;
- Аккумуляторная батарея;
- Водяные и масляные теплообменники;
- Карданный привод водомётного движителя;
- Компрессор;
- Клапан откачки;
- Пусковой подогреватель;
- Водооткачивающий электронасос.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Вооружение

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ — до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

БРДМ-2 с опущенными дополнительными колёсами преодолевает окоп.

БРДМ-2 с опущенными дополнительными колёсами преодолевает окоп

Средства наблюдения и связи

Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископической танковой панорамой ТПКУ-2Б, обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С, имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250—300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3. Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б, обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б, обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б, обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50—60 метров[9]. В не боевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископических прибора ТПН-Б, обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1, устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления — поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.

Двигатель и трансмиссия

На БРДМ-2 установлен восьмицилиндровый V-образный четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41, аналогичный двигателям, устанавливаемым на автомобили «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Мощность двигателя составляет 140 л. с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

БРДМ-2, дополнительные колёса подняты в нишу, виден цепной привод.

БРДМ-2, дополнительные колёса подняты в нишу, виден цепной привод

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45'. Устанавливаются автомобильные шины 12,00—18 " с центральным регулированием давления, аналогичные шинам автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления — поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные, являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900—1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина

Модификации

БРДМ-2М(А) — модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель — Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена — сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л. с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооружённой 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причём угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.

БРДМ-2ЛД — украинская модернизация БРДМ-2 (с боковыми люками десанта и дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), выпускалась ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Выпуск прекращён в связи с банкротством завода «Серп и молот» (изготовителя двигателей серии СМД)

БРДМ-2М — украинская модернизация БРДМ-2. То же, что и БРДМ-2ЛД, но со штатным бензиновым двигателем. Выпускалась ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».

БРДМ-2ДИ «Хазар» — украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Сохранены боковые двери десанта по типу БРДМ-2ЛД и БРДМ-2М, установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.

БРДМ-2ДП — украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“». Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.

Схема БРДМ-2

Схема БРДМ-2

1 - волноотражательный щит; 2 - буксирная скоба; 3 - осветительные фары; 4 - координатор навигационной аппаратуры; 5 - осветитель; 6 - смотровые приборы; 7 - амбразура для стрельбы; 8 - установка пулеметов; 9 - нагнетатель-сепаратор; 10 - воздушный компрессор; 11 - водяной радиатор; 12 - водомет; 13 - теплообменник; 14 - амортизатор; 15 - силовая установка; 16 - дополнительные колеса; 17 - раздаточная коробка; 18 - боеукладка; 19 - радиостанция; 20 - лебедка

БРДМ-2И — украинская модернизация БРДМ-2, предложенная 45-м экспериментальным механическим заводом (г. Винница). Штатный бензиновый двигатель заменен на малошумный дизель «ISUZU» мощностью 156 л.с. Водометная установка и противоокопные колеса при модернизации сохранены. Дополнительно установлена электронная система централизованной подкачки шин украинского производства.

БРДМ-2Т — украинская модернизация БРДМ-2, разработанная компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев).

БРДМ-2 «ВЕПР» — украинская модернизация БРДМ-2, предложенная компанией «ВЕПР». Улучшена обзорность путём остекления кабины экипажа бронестеклами. Дно бронировано. Боковые колеса демонтированы. Вместо них установлены полнопрофильные двери для посадки-высадки десанта. Вооружение усилено. В дополнение к штатному вооружению добавлен кормовой пулемет, место пулеметчика оборудовано на месте демонтированного водомётного движителя. В носовой части предусмотрена установка курсового автоматического гранатомета. Светотехника доработана для движения по дорогам общего пользования[26].

БРДМ-2МБ1 — белорусская модернизация БРДМ-2, с 2011 года производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л. с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.

МБТС «Кайман» — белорусская модернизация БРДМ-2. Опытный образец представил в 2015 году ОАО «140 ремонтный завод». Штатный корпус машины подвергся кардинальной переделке. Передняя часть корпуса остеклена бронестеклами. Боковые противоокопные колеса демонтированы, а на их месте установлены десантные двери. Днище — V-образное. Мосты, колесные редукторы и независимая торсионная подвеска от БТР-60. Штатный двигатель заменен на дизель Д 245 с электронной системой управления. Коробка передач — механическая пятиступенчатая. Машина сохранила плавучесть. Для движения по воде применен новый двигатель с коробками отбора мощности для привода гребных винтов. Полная масса машины — 7 тонн. Скорость по шоссе — 110 км/ч. Запас хода — 1000 км. Экипаж — 6 чел.

Азербайджанский БРДМ-2 с дистанционно управляемой турелью Rafael Samson

Азербайджанский БРДМ-2 с дистанционно управляемой турелью Rafael Samson

ZKDM «Зубастик» — модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета — по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л. с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта. Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания.

BRDM-2 — вариант модернизации, предложенный НТЦ «Дельта». Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.

БРДМ-КЗ — модернизированный вариант, разработанный в 2013—2014 гг. казахстанскими компаниями «Semey Engineering» и «Kazakhstan Aselsan Engineering». Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец.

BRDM-2M-96i — модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040, новые тормоза

BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация БРДМ-2

BRDM-2M-96ik «Szakal» — польская модификация БРДМ-2

BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500, кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

BRDM-2M-97 «Żbik-B» — дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11, новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.

Курјак — модернизированный вариант производства Сербии.

LOT-B — чешская модернизированная версия.

LOT-V — командирская версия LOT-B.

УМКА - Универсальный Мобильный Кемпер-Амфибия или в народе - 'БРДМ-2 СУДНОГО ДНЯ'

УМКА - Универсальный Мобильный Кемпер-Амфибия или в народе - "БРДМ-2 СУДНОГО ДНЯ"

Машины на базе БРДМ-2

9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М» (шасси ГАЗ-41-02).

9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М» (шасси ГАЗ-41-02).

9П19 — боевая машина ПТРК «Глаз»

9П124 — боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»

9П133 — боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П» (шасси ГАЗ-41-06).

9П137 — боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»

9П148 — боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс» (шасси ГАЗ-41-08).

БРДМ-2РХБ «Дельфин» — машина радиационной и химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром

ДП-3Б (шасси ГАЗ-41-05).

БРДМ-2У — машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни

ЗРК Стрела-1 на базе БРДМ-2

9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1» на базе БРДМ-2

ЗС-72Б — звуковещательная станция средней мощности

ЗС-82 — звуковещательная станция средней мощности

Алеся-1 — белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек

АТМ-1 — универсальная аварийно-транспортная машина

ТМ-1П — российская плавающая транспортная машина

БИ-1 — российская бронированная инкассаторская машина

ПСМ-8 — поисково-спасательная машина

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2 - башня снята, в качестве вооружения установлен 120-мм миномёт советского производства (всего для кубинской армии выпущено 40-50 машин в двух вариантах исполнения).

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2 - вид сзади

УДДС-БРДМ — учебно-действующий стенд

ГАЗ-41Д — опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж — 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель

БРДМ-2Д — вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л. с., без дополнительных катков

БРДМ-2М — вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л. с.

БРДМ-2М — вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л. с. Без

дополнительных колёс

БРДМ-2М — вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

Польский вариант ЗРК ближнего действия 'ASRAD' на шасси БРДМ-2 и ПЗРК 'Гром'

Польский вариант ЗРК ближнего действия "ASRAD" на шасси БРДМ-2 и ПЗРК "Гром"

 

Тактико-технические характеристики БРДМ-2

Экипаж, чел.: 4
Десант, чел.: 10
Годы производства: с 1963 по 1990
Количество выпущенных, шт.: более 9400

Вес БРДМ-2

- 7,0 тонн

Размеры БРДМ-2

- Длина корпуса, мм: 5750
- Ширина корпуса, мм: 2350
- Высота, мм: 2395
- База, мм: 3100
- Колея, мм: 1840 спереди; 1790 сзади
- Клиренс, мм: 330

Броня БРДМ-2

- Тип брони: стальная катаная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
- Борт корпуса, мм/град.: 7
- Корма корпуса, мм/град.: 7
- Днище, мм: 2..3
- Крыша корпуса, мм: 7
- Лоб башни, мм/град.: 10
- Борт башни, мм/град.: 7
- Корма башни, мм/град.: 7
- Крыша башни, мм: 7

Вооружение БРДМ-2

- Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
- Прицелы: ПП-61АМ
- Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

Двигатель БРДМ-2

- Тип двигателя: ГАЗ-41
- Мощность двигателя, л. с.: 140

Скорость БРДМ-2

- Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
- Запас хода по шоссе, км: до 750
- Удельная мощность, л. с./т: 20,0

- Колёсная формула: 4 × 4 (8 × 8)
- Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5..2,7
- Преодолеваемый подъём, град.: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,4
- Преодолеваемый ров, м: 1,22
- Преодолеваемый брод, м: плавает.

Фото БРДМ-2

БРДМ-2 с противокумулятивными экраноми

БРДМ-2 с противокумулятивными экранами

БРДМ-2 с противокумулятивными экраноми

БРДМ-2 с противокумулятивными экраноми

БРДМ-2 с противокумулятивными экраноми

26 CxAFlQvXUAAFt4Y

Противопульная защита в виде экранов на БРДМ-2 польского контингента в ИРАКЕ

Самодельная противокумулятивная и дополнительная противопульная защита в виде экранов на БРДМ-2 польского контингента в ИРАКЕ

Внутри БРДМ-2

Внутри БРДМ-2

Внутри БРДМ-2

Внутри БРДМ-2

Внутри БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2

Уничтоженные БРДМ-2