Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, без ПГО, с двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Разработан в ОКБ Сухого. Модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.

Су-35С - видео

«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России. 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы. 12 февраля 2014 года боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

В ходе учений ВВО Приморского края 8—11 апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. 16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4 Су-35 были переданы ВКС России. По две машины 27 октября и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами "03", "04", "05" и "06"). На 10.02.2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная Угловая).

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Особенности Су-35С

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Конструкция

Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Двигатели

На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.

ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Авионика

На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Поставки и экспорт

В 2009 «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.

В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ.

Планируются поставки Су-35 в Индонезию. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35.

В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Тактико-технические характеристики Су-35С

- Первый полёт: 19 февраля 2008 года
- Начало эксплуатации: 12 февраля 2014 года
- Единиц произведено: 52 (на ноябрь 2016 г.)

Стоимость Су-35С

- около 2 млрд рублей

Экипаж Су-35С

- 1 человек

Размеры Су-35С

- Длина: 21,9 м
- Размах крыла: 14,75 м
- Высота: 5,9 м
- Площадь крыла: 62,04 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающейся против полёта

Вес Су-35С

- Масса пустого: 19000 кг
- нормальная взлётная масса (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э): 25300 кг
- максимальная взлетная масса: 34500 кг
- масса топлива: 11500 кг

Двигатель Су-35С

- «АЛ-41Ф1С» турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)
- тяга максимальная: 2 × 8800 кгс
- тяга на форсаже: 2 × 14500 кгс
- углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости
- скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- масса двигателя: 1520 кг
- Тяговооружённость (у земли, при н.у.): при нормальной взлётной массе - 1,1; при максимальной взлётной массе - 0,811

Скорость Су-35С

- Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)
- Максимальная скорость бесфорсажная: 1,1 Маха
- Скороподъемность: 280 м/с
- Длина разбега (полный форсаж): 450 м
- Длина пробега (с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м

Дальность полета Су-35С

- у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
- на высоте: без ПТБ: 3600 км; с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км

Практический потолок Су-35С

- 20 000 м

Вооружение Су-35С

- Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Узлов подвески вооружения: 12

Ракеты воздух-воздух:
- средней дальности: 6 × Р-27ЭР, Р-27Т; 10 × РВВ-АЕ
- малой дальности: 6 × Р-73

Ракеты воздух-земля:
- Противокорабельные ракеты: 6 × Х-31 или 2 × Х-59М
- Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т; 6 × КАБ-500
- Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8.

Фото Су-35С

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

 Кабина Су-35С

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++

Су-35С - российский истребитель поколения 4++