Т-3 - немецкий танк

Т-3 что это такое - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.

Трофейный танк Pz.Kpfw. III из состава советского 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт, апрель 1942 года.

Трофейный танк Pz.Kpfw. III из состава советского 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт, апрель 1942 года.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.

Немецкие солдаты вокруг застрявшего в грязи средного танка Pz.Kpfw.III Ausf.J

Немецкие солдаты вокруг застрявшего в грязи средного танка Pz.Kpfw.III Ausf.J с бортовым № 201 из состава 17-й танковой дивизии (17.Pz.Div.) вермахта. Восточный фронт. На крыше башни закреплён флаг для опознования своей авиацией.

История создания и производства

Zugführerwagen

Хотя Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь бронетанковые войска, работы по созданию бронетехники велись в ней уже с 1925 года. Первым танком, запущенным в итоге стал лёгкий танк PzKpfw I, в то время известный под кодовым обозначением «малый трактор», (нем. Kleintraktor), разработка которого велась с 1930 года. Вместе с тем, недостатки PzKpfw I, имевшего экипаж из двух человек, пулемётное вооружение и противопульное бронирование, были очевидны ещё на этапе его проектирования, поэтому уже вскоре Управлением вооружений рейхсвера была сформулирована необходимость разработки более тяжёлых танков. Согласно документам фирмы «Крупп» за 1933 год, Управление вооружений планировало создание двух танков — несколько большего, чем PzKpfw I и вооружённого 20-мм пушкой, будущего PzKpfw II, разработка которого была поручена фирме «Даймлер-Бенц» и вооружённого 37-мм пушкой и имевшего вес около 10 тонн танка, контракт на разработку которого планировала получить «Крупп». Окончательное решение о начале разработки этих двух машин было принято после состоявшегося 11 января 1934 года совещания руководства Управления вооружений по вопросам определения приоритетных программ в условиях недостатка финансирования. Формальное разрешение на начало работ по танку (нем. Gefechtskampfwagen) было выдано Управлению инспекцией бронетанковых войск 27 января того же года.

Немецкий танк Pz.Kpfw. III из 24-й танковой дивизии вермахта (24. Panzer-Division), подбитый под Сталинградом

Немецкий танк Pz.Kpfw. III из 24-й танковой дивизии вермахта (24. Panzer-Division), подбитый под Сталинградом

В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре фирмы: «Даймлер-Бенц», «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл». Технические требования к танку включали в себя:

- масса порядка 10 тонн;
- вооружение из 37-мм пушки во вращающейся башне;
- максимальная скорость не менее 40 км/ч;
- использование двигателя HL 100 мощностью 300 л. с. производства фирмы «Майбах», трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

После изучения предварительных проектов, представленных «Даймлер-Бенц», M.A.N. и «Рейнметалл», Управлением вооружений летом 1934 года были выданы заказы на производство прототипов:

- «Даймлер-Бенц» — два прототипа шасси;
- M.A.N. — один прототип шасси;
- «Крупп» — два прототипа башни;
- «Рейнметалл» — один прототип башни.

По результатам испытаний прототипов, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов — Z.W.3 и Z.W.4. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси.

PzKpfw III Ausf. D, Польша, 1 сентября 1939 года.

PzKpfw III Ausf. D, Польша, 1 сентября 1939 года.

Panzerkampfwagen III Ausf. A, B, C и D

Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте — Panzerkampfwagen III.

Контракт на производство первой предсерийной партии (1.Serie/Z.W.) из 10 машин был выдан фирме «Даймлер-Бенц», башни же для танков должна была поставить «Крупп». Помимо них, в производстве был задействован ряд других фирм, производивших отдельные узлы и компоненты танка. Так, броневые корпуса и бронирование башен изготовлялись фирмой «Дойче Эдельштальверке», ряд других фирм поставляли оптические приборы и компоненты силовой установки и ходовой части[9]. Десять машин этой серии, получивших позднее обозначение Ausführung A (Ausf. A — «модель А»), являлись развитием конструкции прототипа Z.W.1. Характерной особенностью этой модификации являлась ходовая часть, с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими катками с каждого борта. Масса Ausf. A составляла 15 тонн, максимальная же скорость оказалась ниже требований заказчика и составила лишь 35 км/ч. «Даймлер-Бенц» планировала завершить сборку двух шасси уже к ноябрю 1936 года, но реально начало производства Ausf. A затянулось до 1937 года. Точные даты выпуска машин этой модификации неизвестны, однако известен их примерный период — между 1 мая 1937 года, когда, согласно отчётам, ещё не было принято ни одного танка и 1 октября того же года, когда на вооружении числилось уже 12 PzKpfw III.

Немецкий танковый десант на танке Т-III, 1941 год.

Немецкий танковый десант на танке Т-III, 1941 год.

Второй заказ, выданный «Даймлер-Бенц» и «Крупп», предусматривал производство второй предсерийной партии (2.Serie/Z.W.) из 15 машин, представлявших собой развитие прототипа Z.W.3 и получивших обозначение Ausf. B[6]. От Ausf. A их отличала прежде всего ходовая часть, имевшая с каждого борта по 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами. Помимо этого, в конструкцию танка был внесён ряд менее значительных изменений. Пять шасси Ausf. B были перенаправлены для производства нулевой серии САУ Sturmgeschütz III, так что как танки, согласно германской документации были завершены только 10 из них, хотя многие источники тем не менее говорят о 15 выпущенных танках этой модификации. После испытаний все 5 машин нулевой серии Sturmgeschütz III вплоть до 1941 года использовались в учебных целях. Производство танков этой модификации началось после завершения работ над машинами из партии Ausf. A, а последние танки Ausf. B были доставлены в войска к концу ноября — началу декабря 1937 года.

Заказ на третью предсерийную партию PzKpfw III (3.Serie/Z.W.) из 40 танков был также выдан «Даймлер-Бенц» и «Крупп», также к выпуску был привлечён ряд как прежних, так и новых субподрядчиков для отдельных узлов и компонентов танка. 3.Serie/Z.W. включала в себя две партии — 3a.Serie/Z.W. из 15 машин и 3b.Serie/Z.W. из 25 машин, получивших обозначения, соответственно, Ausf. C и Ausf. D. Конструктивно Ausf. C отличались от танков Ausf. B прежде всего изменённой подвеской, 8 катков которой с каждого борта теперь были скомпонованы в три тележки — крайние по два катка и среднюю из четырёх катков, по-прежнему подвешенных на листовых рессорах, а крайние тележки также и на амортизаторах. Кроме этого, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Производство Ausf. C велось с середины 1937 по январь 1938 года.

Немецкий танк PzKpfw III Ausf. H

Немецкий танк PzKpfw III Ausf. H

Последней предсерийной модификацией PzKpfw III стала Ausf. D. Танки этой модификации отличались доработанной кормовой частью корпуса и командирской башенкой новой конструкции, а также изменениями в силовой установке элементах подвески. Многие особенности Ausf. D, например, конструкция кормовой части, перешли впоследствии на серийные машины. По поводу бронирования танков этой модификации, мнения историков расходятся. Традиционной является версия о 30-мм вертикальном бронировании Ausf. D, как и на танках первых серийных модификаций, по разным данным, такое бронирование имели все, либо же все за исключением первых 5 машин, танки Ausf. D. Однако эта версия оспаривается историком Т. Йенцем, указывающим на то, что эти данные, как и многие другие, происходят из отчётов британской разведки, написанных во время Второй мировой войны и вскоре после неё, и являются лишь ошибочными предположениями. Сам Йенц, основываясь на германских документах того периода, утверждает, что бронирование всех танков Ausf. D оставалось неизменным по сравнению с предыдущими модификациями, а 30-мм броню имела лишь новая командирская башенка. Производство Ausf. D началось в январе 1938 года, сразу после завершения выпуска Ausf. C. По германским документам, в отчёте за 1 июля 1938 года числились на вооружении 56 танков Ausf. A — Ausf. D, но, по версиям историков, последние Ausf. D были выпущены ещё в июне или июле 1938 года. Первоначальный заказ Ausf. D составил 25 машин, однако в связи с тем, что 5 шасси Ausf. B были выделены ранее на строительство САУ, остались невостребованы уже изготовленные для них верхние части корпуса и башни и Управление вооружений заказало «Даймлер-Бенц» изготовление 5 дополнительных шасси в 3b.Serie/Z.W.(№№ 60221-60225). Однако к тому времени приоритетной задачей явилось уже производство последующих серий PzKpfw III, поэтому сборка этих пяти машин, обозначаемых в некоторых документах как 3c.Serie/Z.W., произошла только в октябре 1940 года. Именно эти 5 танков, поступившие в 40-й танковый батальон Особого Назначения в Норвегии, приняли участие в начале операции "Барбаросса" на севере Финляндии. Всего, таким образом, было изготовлено 30 танков модификации Ausf. D, хотя некоторые источники называют и цифры в 29 или даже 50 машин.

Немецкий танк Pz.Kpfw. III, подбитый и опрокинутый на Восточном фронте.

Немецкий танк Pz.Kpfw. III, подбитый и опрокинутый на Восточном фронте.

Производство

Производство танка Т-3

Модификации

В конце лета 1940 года 168 танков Panzerkampfwagen III версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15 м; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой — «шнорхелем». Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.
Большинство из 600 танков версий F и G, построенных до конца 41 года имели на вооружении новую 50 мм пушку и соответственно могли на дистанциях менее 500 метров противостоять броне Т-34 (борта). И частично КВ (низ лба корпуса).

Tauchpanzer III

Tauchpanzer III

Конструкция

PzKpfw III имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой, трансмиссионного отделения — лобовой, а отделения управления и боевого отделения — в средней части танка. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

Вооружение

Вооружение танка Т-3

Заброневое действие бронебойных снарядов далеко не всегда было эффективным поскольку снаряд сильно повреждался, подкалиберные вообще имеют непредсказуемый заброневой эффект. Это дополнительно снижает эффективность огня. С учётом калибра эти факторы имели достаточное значение (калибр уровня ручной наступательной (лёгкой) гранаты). С другой стороны в замкнутом пространстве и плотной компоновке любое действие наносит ущерб. К концу войны с ростом калибров действие снарядов по броне достигло уничтожающего эффекта (ИС-2 после ряда попаданий без пробития терял прочность корпуса и начинал разваливаться, под действием его более крупнокалиберных снарядов ставшая хрупкой немецкая броня разрушалась даже с первого попадания в больших объёмах (сдвиг башни с погона на 20 см и более)).

Средства наблюдения и связи

Все танки PzKpfw III оснащались радиостанцией FuG 5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия — 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.

Красноармейцы осматривают немецкие танки Pz. Kfpw. III, подбитые под Могилевом. Машины были подбиты подразделениями 388-го стрелкового полка.

Красноармейцы осматривают немецкие танки Pz. Kfpw. III, подбитые под Могилевом. Машины были подбиты подразделениями 388-го стрелкового полка.

Двигатель и трансмиссия

Все модификации оснащались двенадцатицилиндровыми бензиновыми карбюраторными моторами Maybach. Модификации Ausf.A-Ausf.D — мотором HL108TR объёмом 10.8 литра, мощностью 250 л.с. Модификации Ausf.E-Ausf.N — мотором HL120TR объёмом 11.9 литра, мощностью 300-320 л.с. Конструктивно второй мотор являлся развитием первого; моторы различались диаметром цилиндра и степенью сжатия.

Коробки передач: модификации Ausf.A-Ausf.D — шестиступенчатая (+5;-1); модификации Ausf.E-Ausf.G — четырнадцатиступенчатая (+10;-4); модификации Ausf.H-Ausf.N — семиступенчатая (+6;-1). Четырнадцатиступенчатая КП модификаций Ausf.E-Ausf.G представляла собой редкий тип так называемой безвальной преселективной КП модели Maybach Variorex.

Механизм поворота — односкоростной планетарный. Состоял из двух идентичных дифференциальных редукторов по одному для своего борта, выполнявших двойную функцию — функцию непосредственно механизма поворота и функцию одной из ступеней редукции главной передачи. Каждый дифференциальный редуктор имел свой тормоз поворота. Управление механизмом поворота — двумя рычагами, каждый из которых связан как со своим тормозом поворота, так и с остановочным тормозом своего борта. Групповой привод остановочных тормозов — педалью.

Главная передача имела три ступени редукции. Первая ступень состояла из конического шестерёнчатого редуктора для передачи крутящего момента от КП на общий вал привода механизма поворота. Вторая — из пары дифференциальных редукторов механизма поворота. Третья — из пары бортовых цилиндрических редукторов. Общее передаточное отношение на разных модификациях — 7-9 в зависимости от мотора и типа КП.

Ходовые различных модификаций танка

Ходовые различных модификаций танка

Ходовая часть

Ходовая часть танка отличалась значительным разнообразием. Общие черты все же были - традиционное для немецкого танкостроения расположение ведущих колес спереди, а ленивцев сзади, наличие поддерживающих катков. Опорные катки были обрезинены. Модификации (нем. "Ausfuehrung" или "Ausf.") различались количеством катков, их размерами, амортизирующей конструкцией. Нужно отметить, что в ходе эволюции были использованы три принципиально разных варианта амортизации.

Ausf. A: единственная модификация с пружинной подвеской (по пружине на каждый каток), двумя поддерживающими катками (на всех остальных - три), пятью опорными катками увеличенного диаметра.

Ausf. B, C, D: восемь опорных катков уменьшенного размера, подвеска рессорная. У Ausf. B две полуэллиптические рессоры опирались концами на катки, сблокированные попарно, Ausf. C, D обладали уже тремя рессорами, причем у последнего рессоры располагались под углом.

Ausf. E, F, G, H, J, K, L, M, N: подвеска торсионная, шесть опорных катков среднего размера. Модификации отличались друг от друга, в основном, размерами катков и резинового бандажа, конструкцией и рисунком ведущего колеса и ленивца.

Flammpanzer III (Sd.Kfz. 141/3), Восточный фронт 1943/1944 годы.

Flammpanzer III (Sd.Kfz. 141/3), Восточный фронт 1943/1944 годы.

Машины на базе Panzerkampfwagen III

На базе линейных PzKpfw III строили специализированные танки и бронированные машины:

в Германии:

- Panzerbefehlswagen III — командирский танк;
- Flammpanzer III — огнемётный танк;
- Tauchpanzer III — танк подводного хода;
- Artillerie-Panzerbeobachtungswagen III — наблюдательный бронеавтомобиль артиллерии (машина передовых артиллерийских наблюдателей);
- Sturmgeschütz III — САУ;
- Sturmhaubitze 42 — САУ;
- Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B;

в СССР (на базе трофейных танков):

- СУ-76и — САУ;
- СУ-85и — САУ;
- СГ-122 — САУ.

StuG III Ausf. G Финской танковой дивизии

StuG III Ausf. G Финской танковой дивизии

Боевое применение

Вторжение в СССР

К моменту вторжения в СССР PzKpfw III был основным оружием танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в дивизиях, направленных в СССР, насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло от 25 до 34 % от общего числа танков, направленных в СССР.

В составе танкового батальона PzKpfw III входили в легкие танковые роты (три взвода по пять танков этого типа плюс два таких танка — во взводе управления. В танковом батальоне две таких роты.)[25]. Таким образом, типичная танковая дивизия вермахта периода вторжения в СССР с одним танковым полком двухбатальонного состава имела 71 единицу PzKpfw III боевого назначения плюс 6 — специальных командирских для управления. На самом деле разделение на лёгкие и средние танковые роты в 1941 году носило формальный характер. С конца 1940 года танковые дивизии были реорганизованы (вместо танковой бригады двухполкового состава в них осталось по одному полку двух или трёх батальонного состава) и основной машиной лёгкой танковой роты стал Pz III (17 Pz III и 5 Pz II в каждой), а средней — Pz IV (12 Pz IV и 7 Pz II). Таким образом, каждый танковый батальон имел 34 танка Pz III. Ещё 3 танка Pz III были во взводе командования полка. Так что типичная танковая дивизия (не оснащённая чешскими танками) имела в своём составе от 71 до 105 танков Pz III в зависимости от числа танковых батальонов в танковом полку.

Подбитые на Курской дуге танки Pz.Kpfw. III Ausf M панцергренадерской дивизии СС «Тотенкопф» (SS-Panzergrenadier-Division «Totenkopf»)

Подбитые на Курской дуге танки Pz.Kpfw. III Ausf M панцергренадерской дивизии СС «Тотенкопф» (SS-Panzergrenadier-Division «Totenkopf»)

PzKpfw III в Красной армии

Во время польского похода 1939 года трофеем РККА стал повреждённый немецкий танк PzKpfw III (в советских документах получивший наименование "20-тонный средний танк Даймлер-Бенц"), который был втайне от немцев вывезен в СССР и передан на изучение НИИБТ.

В ходе последующего военно-технического сотрудничества с Третьим рейхом было достигнуто соглашение о покупке ещё одного танка PzKpfw III Ausf. F. Обе немецкие машины были подвергнуты тщательному изучению, включая ходовые испытания и обстрел из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 года на бронетанковом полигоне в подмосковной Кубинке. Результаты испытаний произвели очень большое впечатление на советское военное руководство — по уровню своей подвижности, защищённости и удобству работы экипажа PzKpfw III Ausf. F был признан в СССР лучшим иностранным танком в своём классе, по многим параметрам превосходя Т-26 обр. 1931 г. Было дано задание доработать проект нового лёгкого танка с учётом информации, полученной при изучении немецкого танка:

…Необходимо не медля ни минуты продолжить работы по танку «126» с целью доведения всех его характеристик до уровня немецкой машины (или превосходящих её)…

Из письма начальника ГБТУ Я. Н. Федоренко К. Е. Ворошилову от 13/IX/1940

Это позволило не только выявить их слабые места, преимущества и недостатки в сравнении с отечественными танками, но и получить достаточный опыт по их эксплуатации. Он пригодился впоследствии, когда в боях красноармейцы стали захватывать исправные или легко поддающиеся ремонту PzKpfw III. Существовали целые подразделения рангом до отдельных танковых батальонов, целиком оснащённые танками этого типа. Воениздатом было выпущено «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III». Вышедшие из строя по техническим причинам танки PzKpfw III подлежали ремонту (но, по сравнению с советскими танками, немецкие танки были трудноремонтируемыми). Комфортные условия работы экипажа, качественная оптика и радиостанция (хотя и несовместимая с принятым в Красной армии частотным диапазоном для межтанковой связи) привели к тому, что трофейные PzKpfw III стали излюбленными штабными машинами. В 1941—1942 годах вооружение PzKpfw III являлось вполне достаточным для борьбы с любым типом бронетехники, стоявшей на вооружении вермахта. Однако ощущалась нехватка трофейных боеприпасов калибра 37 и 50 мм. А в 1943 году орудия этих калибров стали недостаточными против брони новых и модернизированных немецких танков. Поэтому в конце 1942 — начале 1943 года вновь захваченные и уцелевшие из ранее эксплуатируемых PzKpfw III стали переоборудовать в САУ СУ-76и, вооруженные 76-мм пушкой С-1 с боекомплектом 98 снарядов. Всего было изготовлено не менее 100-130 СУ-76и. К концу 1943 года из-за боевых потерь, небоевых повреждений и отсутствия запасных частей («тройки» стали редкими даже в вермахте) СУ-76и и крайне немногочисленные PzKpfw III исчезли из рядов Красной армии.

4 апреля 1944 на станции Раздельная Одесской области трофеем советских войск 3-го Украинского фронта стал эшелон с 25 танками T-III.


Могила немецких танкистов на фоне их уничтоженного танка Pz.Kpfw. III. Фотография сделана в полосе действия 9-й немецкой танковой дивизии 1-й танковой группы, принадлежавшей к группы армий «Юг». На крестах — дата смерти 2 августа 1941 г.

Могила немецких танкистов на фоне их уничтоженного танка Pz.Kpfw. III. Фотография сделана в полосе действия 9-й немецкой танковой дивизии 1-й танковой группы, принадлежавшей к группы армий «Юг». На крестах — дата смерти 2 августа 1941 г.

Оценка машины

Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой — не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.

В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939—1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Pz.Kpfw.III Ausf.J1 в Бронетанковом музее в Кубинке

Pz.Kpfw.III Ausf.J1 в Бронетанковом музее в Кубинке

Тактико-технические характеристики танка Т-3

Экипаж, чел.: 5
Разработчик: Daimler-Benz
Годы производства: 1939—1943
Годы эксплуатации: 1939—1945
Количество выпущенных, шт.: 5691
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине

Вес танка Т-3

- 19,8 тонн

Размеры танка Т-3

- Длина корпуса, мм: 5380
- Ширина корпуса, мм: 2910
- Высота, мм: 2500
- Клиренс, мм: 385

Броня танка Т-3

- Тип брони: стальная хромоникелевая катаная, поверхностно закалённая
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30 / 9°
- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 25 / 87°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 21—52° — 25 / 75°
- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 30°
- Корма корпуса (середина), мм/град.: 20 / 10°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 65°
- Днище, мм: 16
- Крыша корпуса, мм: 16 / 75—90°
- Лоб башни, мм/град.: 30 / 15°
- Маска орудия, мм/град.: 30
- Борт башни, мм/град.: 30 / 25°
- Корма башни, мм/град.: 30 / 0—25°
- Крыша башни, мм: 10 / 83—90°

Вооружение танка Т-3

- Калибр и марка пушки: 37-мм KwK 36, 50-мм KwK 38 / KwK 39, 75-мм KwK 37
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 46,5 / 42 / 60 / 24
- Боекомплект пушки: 125
- Прицелы: телескопический T.Z.F.5a
- Пулемёты: 3 × 7,92-мм MG-34

Двигатель танка Т-3

- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя, л. с.: 285

Скорость танка Т-3

- Скорость по шоссе, км/ч: 67
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15

- Запас хода по шоссе, км: 165
- Запас хода по пересечённой местности, км: 95
- Удельная мощность, л. с./т: 14,6
- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,9
- Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,6
- Преодолеваемый ров, м: 2,3
- Преодолеваемый брод, м: 0,8

Фото танка Т-3

Немецкий танк Pz.Kpfw. III Ausf. E 3-й танковой дивизии (3.Pz.Div.), захваченный в районе населенного пункта Буйничи, во время обороны Могилева

Немецкий танк Pz.Kpfw. III Ausf. E 3-й танковой дивизии (3.Pz.Div.), захваченный в районе населенного пункта Буйничи, во время обороны Могилева. В этом районе вела ожесточённые бои 172-й стрелковая дивизия генерал-майора Романова М.Т. Предположительно, танк был захвачен бойцами 388-го стрелкового полка. На заднем плане немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.253 le Beob.Pz.Wg

Немецкий средний танк Pz.Kpfw.III Ausf. N с навесными экранами, брошенный на Украине.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw.III Ausf. N с навесными экранами, брошенный на Украине.

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. III Ausf. J ранних серий 9-й танковой дивизии вермахта, оснащенный так называемыми «восточными» гусеницами (Ostketten). Зима 1942—1943 г.

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. III Ausf. J ранних серий 9-й танковой дивизии вермахта, оснащенный так называемыми «восточными» гусеницами (Ostketten). Зима 1942—1943 г.

Подбитый в районе Бобруйска немецкий танк Pz.Kpfw. III и могила экипажа рядом с ним.

Подбитый в районе Бобруйска немецкий танк Pz.Kpfw. III и могила экипажа рядом с ним.

Танк Т-3 (PzKpfw III, Panzer) - видео