БМД-1 - боевая машина десантная

БМД-1 (Боевая машина десанта) создавали специально для использования в воздушно-десантных войсках. Она была принята на вооружение в 1969 г. и могла десантироваться парашютным или посадочным способом с самолетов типа Ан-12. Компоновка машины проектировалась с учетом более эффективного размещения в ней стрелков. Корпус можно условно разделить на три части: отделение управления, центральное и моторно-трансмиссионное, расположенное в корме. Над МТО надгусеничные ниши образовывают тоннель, ведущий к кормовому люку.

БМД-1 - видео

Для сварки корпуса использовали броневой алюминиевый сплав, башня изготавливалась из стальной брони. Лобовые листы способны были выдержать воздействие 12,7-мм пуль. В носовой части наблюдалось сужение, а потому ее поперечное сечение имело Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Машины была оборудована системой коллективной защиты от ОМП, состоящей из прочной и герметичной конструкции корпуса и башни, прибора радиационной и химической разведки ГО-27, фильтровентиляционной установки, механизма остановки двигателя и системы вытяжной вентиляции. Кроме того, на БМД-1 установили противопожарное оборудование, включающее автоматическую установку ППО с системой термодатчиков, находящихся в МТО, и ручного огнетушителя ОУ-2.

tqim hazngdsggcycqb

БМД-1 ведет огонь из пулемета ПКТ

Устройство

БМД-1 оснащена V-образным шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 жидкостного охлаждения. Система питания воздухом отличается устройством воздухозабора, включающего два кинематически связанных клапана, которые попеременно перекрывают забор воздуха снаружи БМД-1 и из боевого отделения. Эта мера существенно увеличивает безопасность движения на плаву. Кроме того, в холодное время года осуществляется подогрев всасываемого двигателем воздуха. Эжекционная система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляции МТО. Здесь же находится механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, который не допускает жидкость в цилиндры дизеля при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Ходовая часть включает механическую трансмиссию, состоящую из однодискового фрикциона сухого трения, простой коробки передач (4 переднего и 1 заднего хода), а также по 5 опорных и 4 поддерживающих катка по каждому борту. Индивидуальная гидропневматическая подвеска состоит из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса расположены сзади, а направляющие — впереди. Стальные мелкозвенчатые гусеницы натягиваются посредством кривошипного механизма натяжения с электрогидравлическим приводом. Движение машины по воде осуществляется с помощью водометного движителя, который состоит из двух водометов с заслонками. Откачка воды производится с помощью двух насосов с электродвигателями.

БМД-1 - боевая машина десантная

Основное вооружение у БМД-1 такое же, как и у БМП-1, — 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами, находящаяся в одноместной сварной вращающейся башне. Боекомплект орудия составляют 40 выстрелов, размещенных на вращающемся конвейере и подающихся на линию заряжания посредством электрического привода. При этом используются электрические и ручные приводы наведения. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Пулеметный боекомплект составляют 4000 патронов. На башне смонтирован пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», управление которым производится изнутри машины.

БМД-1 оснащена комбинированным прицелом 1ПН22М1, шестью перископическими приборами ТНПО-170, двумя перископическими обогреваемыми приборами наблюдения ТНПП-220, перископическим бинокулярным беспроводным прибором ТВНЕ-4, перископическим прибором МК-4С. Машина также оборудована радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124 на пять абонентов.
На основе БМД-1 разработан плавающий бронетранспортер БТР-Д, который транспортируется парашютным и парашютно-реактивным способами и предназначен для перевозки личного состава, в частности, раненых, а также вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т. п.

БМД-1 - боевая машина десантная

Тактико-технические характеристики БМД-1

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 5
Годы производства: 1968—1987
Количество выпущенных, шт.: около 3800
Компоновочная схема: совмещённые боевое, десантное и отделение управления спереди, моторно-трансмиссионное сзади

Вес БМД-1

- 7,2 тонн

Размеры БМД-1

- Длина корпуса, мм: 5400
- Ширина корпуса, мм: 2630
- Высота, мм: 1620—1970
- База, мм: 2800
- Колея, мм: 2380
- Клиренс, мм: 100—450

Броня БМД-1

- Тип брони: катаная алюминиевая АБТ-101
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 15 / 75°
- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 32 / 47°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10 / 70°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 23 / 0°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 20 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 15 / 38°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 9°
- Днище, мм: 12
- Крыша корпуса, мм: 10—12
- Лоб башни, мм/град.: 22 / 42°
- Борт башни, мм/град.: 18 / 33°
- Корма башни, мм/град.: 12 / 21°
- Крыша башни, мм: 5

Вооружение БМД-1

- Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»
- Тип пушки: гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт
- Длина ствола, калибров: 29
- Боекомплект пушки: 40
- Прицелы: ТНПП-220, перископический дневной и ночной пассивный 1ПН22М1
- Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ
- Другое вооружение: 3 × ПТУР 9М14М

Двигатель БМД-1

- Тип двигателя: 5Д20
- Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость БМД-1

- Скорость по шоссе, км/ч: 61
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50, (9—10 на плаву)

- Запас хода по шоссе, км: 500
- Запас хода по пересечённой местности, км: 400, (96—116 на плаву)
- Удельная мощность, л. с./т: 32,5
- Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом
- Преодолеваемый подъём, град.: 32°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: плавает

Фото БМД-1

БМД-1 - боевая машина десантная

pic 183

БМД-1 ведут огонь из 73-мм орудий

БМД-1 ведут огонь из 73-мм орудий

Опытная РСЗО на базе БМД-1

Опытная РСЗО на базе БМД-1. На башне смонтирована 12-ствольная пусковая установка БКП-Б812 для авиационных 82-мм неуправляемых ракет С-8.

БМД-1 - боевая машина десантная

БМД-1 - боевая машина десанта

БМД-1 - боевая машина десантная

Подъем БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915 в грузовую кабину Ил-76

Подъем БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915 в грузовую кабину Ил-76. Ткань, оборачивающая гусеницы, и поперечные стяжки предотвращают цепляние звеньев парашютной системы или строп за ходовую часть после сброса машины.

БМД-1 внутри грузовой кабины Ил-76

БМД-1 внутри грузовой кабины Ил-76

БМД-1 - перед загрузкой в самолет

БМД-1 перед загрузкой в самолет

e479a5b4ab2d7f7f8fd574e7c8131421

Погрузка БМД-1 в самолет Ан-22

БМД-1 выпуска до 1977 г.

БМД-1 выпуска до 1977 г.

Установка ПТРК «Конкурс» на БМД-1

Установка ПТРК «Конкурс» на БМД-1 первых серий. Подготовка БМД-1 к замене комплекса «Малютка» на «Конкурс» началась в первом полугодии 1979 г.

При десантировании БМД-1 не сработали парашютная реактивная многокупольная система

На учениях 105 гвардейской дивизии ВДВ в 1978 году при десантировании БМД-1 не сработали парашютная реактивная многокупольная система, и башня БМД-1 провалилась на пятнадцать сантиметров внутрь, но корпус уцелел.

Разрез БМД-1 выпуска начала 1970-х гг.

Разрез БМД-1 выпуска начала 1970-х гг.

БМД-1П форсирует водную преграду.

БМД-1П форсирует водную преграду.

Внутри БМД-1

Отделение управления БМД-1

Отделение управления БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

БМД-1П в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике

БМД-1П в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике. ВДВ использовали в ходе этой операции многие машины семейства БМД-БТР-Д, находя свои приемы увеличения их защищенности. Отсутствие собственной машины с тяжелым пушечным вооружением потребовало придания десантникам основных танков.

БМД-1 - боевая машина десантная

БМД-1П в Южной Осетии. Август 2008 г.

БМД-1П в Южной Осетии. Август 2008 г.