Ту-4 - дальний бомбардировщик

Еще в ходе Великой Отечественной войны в сентябре 1943 г. ОКБ А.Н. Туполева было предложено разработать эскизный проект и построить макет тяжелого дальнего бомбардировщика. Проект, получивший индекс «64», представлял собой низкоплан с разнесенным оперением. К середине 1945 г. были проведены основные расчеты, продуты модели, и ОКБ приступило к выпуску чертежей. Но тут выяснилось, что современное оборудование — навигационное, стрелковое, радиолокационное — промышленность в нужные сроки поставить не сможет.

Бомбардировщик Ту-4 - видео

И.В. Сталин понимал, что все эти объективные трудности ставят проблему создания бомбардировщика под угрозу срыва. Выход из создавшегося положения был найден совершенно неожиданный. Во время бомбардировок Японии американской авиацией несколько бомбардировщиков В-29 после повреждений были вынуждены приземлиться на территории СССР. Сталин принял, вероятно, единственно правильное решение — наладить выпуск копий американского В-29.

Работа по копированию В-29 была поручена ОКБ А.Н. Туполева с одновременным развертыванием серии на заводе № 22 в Казани. Работы по самолету «64» были свернуты. 6 июня 1945 г. вышло решение ГКО об организации серийного производства Б-4 (первоначальное обозначение аналога В-29). Три летные машины В-29 были перегнаны в Москву. Одна машина поступила в ЛИИ для обучения персонала, вторую передали в ОКБ для разборки, изучения и копирования, третья осталась в качестве эталона. А.Н. Туполев, осмотрев машину, оценил объем и продолжительность предстоящих работ в три года. Обосновывая срок, он объяснил Сталину, что американская технология отличается и опережает нашу не только в самолетостроении, но и в других отраслях. Сталин ответил, что промышленности придется все освоить, так как иного пути нет.

Ту-4 - дальний бомбардировщик

Предоставив Туполеву широчайшие полномочия, срок ограничил двумя годами. И хотя Туполев практически стал главкомом над всеми включенными в орбиту грандиозного проекта, задача перед ним стояла чрезвычайно сложная. К работам было подключено более 900 заводов различных министерств. Подготовку к работе Туполев начал с создания штаба. В него вошли руководители ведущих бригад ОКБ, а ведущим по машине стал Д.С. Марков.

В-29 прежде всего расстыковали, каждый отдельный агрегат обрабатывала своя бригада конструкторов и технологов. Агрегат взвешивали, обмеряли, фотографировали и описывали, фиксировали геодезически. Любая деталь подвергалась спектральному анализу для определения материала. Трудности возникли при переводе дюймовых размеров в метрические, особенно с толщиной обшивки. Такие же трудности наблюдались при аналогичном переводе сечения проводов. Если округляли в плюс, вес возрастал на 8—10%, если в минус — не укладывались в нормы падения напряжения. Прибористам также довелось немало потрудиться над копированием. Легче было двигателистам. ОКБ А.Д. Швецова еще до войны имело лицензионное соглашение с американской фирмой «Райт». Двигатель АШ-73ТК для аналога был разработан на основе американского двигателя «Райт Циклон 18», стоявшего на В-29. Без изменения были запущены в производство турбокомпрессоры, карбюраторы, термостойкие подшипники.

Ту-4 - дальний бомбардировщик

Освоение советской авиапромышленностью самолета Ту-4 дало стране не только современный самолет, но и вывело Советский Союз на мировой уровень. Меньше двух лет понадобилось, чтобы первый серийный самолет Б-4 вышел со стапелей завода. 19 мая 1947 г. самолет с экипажем летчика-испытателя Н.С. Рыбко поднялся в воздух. За большие заслуги ОКБ А.Н. Туполева по копированию и серийному освоению машины название Б-4 сменили на Ту-4. Серийный выпуск продолжался до 1952 г. на трех заводах, на которых было выпущено 847 машин. С самолета Ту-4А впервые в нашей стране 18 октября 1951 г. была сброшена атомная бомба. Было сделано несколько модификаций Ту-4, но в основном это были одиночные или в лучшем случае малые серии.

Ту-4 - дальний бомбардировщик

Тактико-технические характеристики Ту-4

- Главный конструктор: А. Н. Туполев
- Первый полёт: 19 мая 1947 года
- Начало эксплуатации: 1949 год
- Конец эксплуатации: середина 1960-х
- Единиц произведено: 1195 или 1296

Экипаж Ту-4

- 11 (командир, пилот, штурман, штурман-бомбардир, бортинженер, бортрадист, оператор РЛС, 4 стрелка)

Размеры Ту-4

- Длина: 30,179 м
- Размах крыла: 43,047 м
- Высота: 8,460 м
- Площадь крыла: 161,7 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 11,5
- Коэффициент сужения крыла: 2,36
- Профиль крыла: RAF-34
- База шасси: 10,44 м
- Колея шасси: 8,68 м

Вес Ту-4

- Масса пустого: 36850 кг
- Нормальная взлётная масса: 47850 кг
- Максимальная взлётная масса: 63600 кг
- Объём топливных баков: 20180 л (+ 3 х 2420 л дополнительных бака в переднем бомбоотсеке)

Двигатель Ту-4

- 4 × радиальных 18-цилиндровых воздушного охлаждения АШ-73ТК
- Мощность двигателей: 4 × 2400 л. с. (4 × 1790 кВт)
- Воздушный винт: четырёхлопастной В3-А3 или В3Б-А5
- Диаметр винта: 5,06 м

Скорость Ту-4

- Максимальная скорость у земли: 435 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 558 км/ч на 10250 м
- Посадочная скорость: 160 км/ч
- Скороподъёмность: 4,6 м/с
- Время набора высоты: 5000 м за 18,2 мин
- Длина разбега: 960 м
- Длина пробега: 920 м

Дальность полета Ту-4

- при максимальной взлётной массе с 3000 кг бомб: 6200 км
- при максимальной взлётной массе с 9000 кг бомб: 4100 км

Практический потолок Ту-4

- 11200 м

Вооружение Ту-4

Стрелково-пушечное:  
- 4 - 2×20-мм пушки Б-20Е (две турели сверху, две снизу)
- 1 - 3 × 20-мм пушки Б-20Е (одна турель в корме)
- Общий боезапас: 3150 патронов

- Боевая нагрузка: 11930 кг (максимальная)
- Управляемые ракеты: 2 × КС-1 (Ту-4К)

Бомбы:
- ядерная: 1 × РДС-3 (Ту-4А)
- фугасные: 2 × ФАБ-6000 или 4 × ФАБ-3000 или 8 × ФАБ-1500 или ФАБ-1000 или 14 × ФАБ-500 или 40 × ФАБ-250 или 48 × ФАБ-100 или ФАБ-50

Фото Ту-4

Ту-4 - дальний бомбардировщик

Ту-4 - дальний бомбардировщик

Ту-4 - дальний бомбардировщик