Израильский танк Меркава-4

Меркава что это такое - основной боевой танк (ивр. — «колесница»), разработан и производится в Израиле. Первый танк «Меркава Mk.1» был произведён в 1979 году. Последней модификацией танка является «Меркава Mk.4».

Танк Меркава-4 - видео

Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны он командовал одной из трёх бронетанковых колонн, разгромивших египетские войска на Синае, в конце 1960-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля (АОИ). Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение.

Израильский танк Меркава-4

Конструкция

Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых (также в отсеке могут размещаться дополнительные боеприпасы). Эта особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади.

Корпус и башня

Корпус и башня танка — литые, имеют большие углы наклона брони (до 75—80°). Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причём средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к левому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя вправо сильно ограничен. Механик-водитель попадает на своё место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса.

Израильский танк Меркава-4

Основной запас топлива размещён в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах, имеющих разнесённое бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведёт к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решётки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решётки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши. Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК-диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решётку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни.

Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Броня башни разнесённая, в промежутке между стенками устанавливаются дополнительные защитные элементы. К кормовой нише башни крепится большая корзина.

Рабочее место наводчика расположено справа от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, углах крена, атмосферных условиях (скорость ветра, давление, температура) вводятся в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола — вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни.

Командир располагается сзади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4× до 20×). Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки вместо наводчика. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов.

Израильский танк Меркава-4

Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Оборудование радиосвязи размещается в башне, слева от места заряжающего.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения дополнительного боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными. В кормовом бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз. Тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырёх человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения «Спектроникс». Танк также оснащён системой защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтровентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80×80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.

Израильский танк Меркава-4

Вооружение

На «Меркаве» установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской L7). Все орудия для «Меркавы» изготовлены на предприятиях «Israel Military Industries» («Израильская военная промышленность»). Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −8,5 до +20°. Ствол снабжён термоизоляционным кожухом, чтобы избежать изгиба оси ствола из-за неравномерного нагрева. Маска пушки, как и на танке «Чифтен», отсутствует. Боекомплект танка составляет 62 выстрела, однако при необходимости (в перегруз) его можно увеличить до 86 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов — оперённым бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Большая часть боезапаса (48 выстрелов) расположена в кормовой части корпуса танка в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии. Пулемёт установлен слева от пушки. Ещё два таких же пулемёта смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулемётам составляет 10 000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемёта осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномёт установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведёт заряжающий из открытого люка. Боекомплект — 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.

Израильский танк Меркава-4

Силовая установка

Двигатель — американский дизель воздушного охлаждения «Теледайн Континентал» AVDS-1790-5A с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л. с. двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки M60 и израильские «Центурион» и M48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6B, но модернизированная израильскими специалистами, полуавтоматическая, гидромеханическая, с гидрообъёмным механизмом поворота.

Ходовая часть

Подвеска независимая, пружинная типа Кристи. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удалённую от корпуса часть, а три — за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков — 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырёх болтах и может быть быстро заменён при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колёса переднего расположения. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесённым бронированием днища повышает защищённость корпуса при детонации мины. Балансиры нечётных по счёту катков направлены в сторону носа танка, чётных — в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска «Меркавы» балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая.

Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков — 640 мм, количество траков в гусенице — 110, длина опорной поверхности — 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески.

 izrailskii tank 01

Танк «Меркава» Mk.4M, оснащённый системой «Трофи»

Производство

Разработка «Меркавы» велась инженерами АОИ, под их же непосредственным контролем осуществляется производство танков.

Серийное производство «Меркава Mk.1» началось в середине 1979 года. Всего было произведено около 250 танков этой модели. Все танки «Меркава Mk.1» были частично модернизированы до уровня Mk.2 («Меркава Mk.1B»). Впервые в мире все боеприпасы имели огнестойкую упаковку. В корме имелась механизированная боеукладка на 5 снарядов.

Основная часть узлов и агрегатов танков изготавливается в Израиле частными компаниями по субподряду, однако, за отсутствием полного производственного цикла танкостроения, элементы моторно-трансмиссионной группы, такие как двигательная установка, поставляются из США (аналогичная форма американо-израильского военно-технического сотрудничества наблюдается в секторе производства истребителей «Кфир»). Данная зависимость израильской танкостроительной отрасли от внешних поставок не раз вызывала озабоченность в высших военно-политических кругах Израиля по поводу достижения промышленной автаркии в данной сфере (особенно, на случай прихода к власти в США президентской администрации, настроенной на ухудшение американо-израильских отношений и даже на ввод эмбарго на экспорт отдельных групп товаров), — в этом контексте и велась полемика между двумя основными группами интересов, первая из которых во главе с Ицхаком Рабиным, выступала за всё большую автономизацию национальной военной промышленности, вторая под руководством Шимона Переса, полагала, что достаточно будет диверсифицировать источники поступления отдельных стратегически важных ресурсов и материалов за счёт европейских стран, однако, вопрос этот так и не был решён окончательно. Собственно говоря, само решение на проектирование и создание «Меркавы» в своё время было продиктовано отказом Великобритании от совместного производства танков «Чифтен» в 1969 г., — в тот период времени создавались разнообразные международные консорциумы по разработке бронетехники и военной авиации, — Израиль участвовал в разработке «Чифтена» с 1966 г., и поскольку уже был накоплен определённый опыт в этой сфере, по инициативе генерала Исраэля Таля началось создание «Меркавы».

Сборка танков осуществляется на государственных предприятиях. Исходно сборка танков велась в сборочных цехах MASHA (латинская транслитерация аббревиатуры на ивр. в знач. «Ремонтно-восстановительные центры службы тыла АОИ»). Затем, специально для этих целей был создан государственный орган координации работ в сфере танкостроения MANTAK (аббр. «Администрация проекта «Меркава»).

Израильский танк Меркава-4

«Меркава Mk.4» находится на вооружении с 2002 года; была принята на вооружение в 2004 году. По версии американского военно-аналитического агентства Forecast International танк «Меркава-4» на 2010 год является лучшим основным боевым танком в мире. 28 % деталей танка импортные, включая двигатель и трансмиссию. Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении. Позади имеется отсек для десанта (эвакуации раненых), что резко повышает эффективность танка в целом в условиях малоинтенсивных боёв, взамен снижая защищённость танка в силу размазывания брони на больший объём.

В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. С 2011 ведётся производство только Merkava Mk.4 BAZ (начатое в 2009). К 2013 году планировалось перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра для дальнейшей модернизации. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развёрнутую презентацию.

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. В 2012 было заявлено что двигатель уже 9 лет имеет проблемы с надёжностью и требует извлечения на ремонт каждые 200 км пробега, эти данные активно перепечатывались авторитетными СМИ и на 2015 не были официально опровергнуты. В 2012 ЦАХАЛ заявил, что проблема была решена, не уточнив в каком году. Оборудование для преодоления водных преград отсутствует за не надобностью, оборудования для возможности самоокапывания также нет.

Израильский танк Меркава-4

Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Стальной лист с воздушным зазором усиливает стойкость к минам, клиренс сократился до 430 мм. Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.

На танке установлено новое орудие MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120), рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов (аналогично советскому Т-55), подающий снаряды заряжающему (остальные 36 в кормовой части корпуса), каждый снаряд хранится в защитном чехле. Орудие позволяет вести стрельбу ракетами LAHAT.

70-тонная (65 т — пустой вес без БК, экипажа и т. д.) «Меркава Mk.4» имеет в 1,42 раза меньшую степень защищённости (3,18 т/м³), чем 50-тонный (пустой вес — 46,5 т) Т-90 (4,54 т/м³). При этом нужно учитывать, что в связи с массовым внедрением СУО боевая статистика попадания снарядов в танк в 2000-х годах резко поменялась — теперь большинство попаданий снарядов приходится в корпус, а не в башню. Одновременно, нижний лобовой лист имеет толщину (но не эквивалент защиты) всего 100 мм и он расположен высоко, за ним находится отсек МТО и мехвод. Стрельба на ходу осложнена сильной перетяжелённостью носа. Стрельба с места осложнена выхлопом двигателя, идущим перед приборами СУО (в секторе ±15°). Элементы КАЗ расположены открыто и уязвимы для пуль и осколков (что иным КАЗ тоже свойственно).

Израильский танк Меркава-4

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ, что сделало Mk.4 первым зарубежным ОБТ с КАЗ. Танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащённых КАЗ «Трофи» и получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008 года, а весной 2009-го они стали поступать в войска. На танке установлено 4 РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ, её установка добавляет к стоимости танка 10 %, расчётная цена танка — 3,7 млн $ (на середину 2000-х); также имеется акустическое обнаружение огня снайперов. Стоимость «Трофи» — 0,2 млн $, масса при установке на Mk.4 — 771 кг.

1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012 было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».

Израильский танк Меркава-4

Перспективы

В 2012 году Минобороны сформировало группу во главе с бригадным генералом запаса Диди Бен-Йоашем, которая должна была отвечать за разработку «танка будущего» для Армии обороны Израиля. Руководителям оборонной промышленности и командованию сухопутными войсками было предложено высказать своё мнение по поводу того, как должен выглядеть этот танк. Предполагалось, что он будет легче, меньше, с автоматической зарядкой и экипажем из двух человек и иметь в своём распоряжении модульную систему оружия, включающую различные его виды, в том числе ракеты. В сентябре 2013 года сайт Israel Defense сообщил, что Министерством обороны Израиля в рамках нового многолетнего плана развития ЦАХАЛа решено рассмотреть возможные альтернативы и не разрабатывать танк «Меркава» пятой модели, а продолжать производство «Меркава Mk.4». Последующим поколением будет не «Меркава-5», а танк с иными огневыми, защитными и двигательными характеристиками. Позднее было решено вернуться к МК 4.

Израильский танк Меркава-4

Модернизации

- «Меркава Mk.1B» (1983) — частичная модернизация уже построенных Mk.1 до уровня Mk.2. На корзину на корме башни навешен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; СУО «Матадор Mk.1» модернизирована до уровня Mk.2 или Mk.2B. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).

- «Меркава Mk.2D» (1999) — модернизация ранее построенных «Меркава Mk.2B». Дополнительное бронирование корпуса и башни т. н. «бронёй четвёртого поколения» («Меркава Mk.1» имела броню первого поколения, Mk.2 — второго, а Mk.3 — третьего).

Кроме того, большинство резервистских «Меркава Mk.3» получили дополнительную броню крыши башни. А танки, имеющие возможность установки прицела «Баз», получили также и его.

Машины на базе

- 155-мм самоходная гаубица «Шолеф» («опытный стрелок», также известна под наименованием «Slammer») — два опытных образца были построены компанией «Солтам» в 1984—1986, однако САУ не была принята на вооружение и серийно не производилась.

- БРЭМ «Намер» — создана на базе Mk.3, в серию не пошла.

- Тяжёлый бронетранспортёр «Намер» — разработка начата в 2006 году на шасси танка Mk.1, принят на вооружение ЦАХАЛ в 2008 году и серийно производится.

Израильский танк Меркава-4

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4
Годы эксплуатации: с 1974
Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

- 70 тонн

Размеры Меркава-4

- Длина корпуса, мм: 7450
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040
- Ширина корпуса, мм: 3720
- Высота, мм: 2660
- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

- Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная
- Активная защита: «Трофи»
- Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

- Калибр и марка пушки: 120-мм MG253
- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»
- Длина ствола, калибров: 50,92
- Боекомплект пушки: 48
- Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы
- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB
- Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом
- Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

- Скорость по шоссе, км/ч: ~60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельная мощность, л. с./т: 21,4
- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

- Преодолеваемый подъём, град: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 1,2
- Преодолеваемый ров, м: 3,0
- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Фото танка Меркава 4

Израильский танк Меркава-4