Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

Артиллерийский тягач АТ-Т - видео

Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т - буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части — закрытая кабина для экипажа, под капотом, в передней части машины — дизельный двигатель. Также в передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 ООО кгс. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как например траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Изделия на базе АТ-Т

На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

- изделие 402 — спецтягач

- тягач РВСН раксистемы 8К63

- установщик РВСН раксистемы 8К63

- изделие 405 — БАТ

- изделие 405 У — БАТ-1

- изделие 405 МУ — БАТ-1М

- изделие 404 — АТ-ТА

- изделие 404 С — «Харьковчанка»

- изделие 409 — БТМ

- изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».

- 60G FT — проект китайской самоходки

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

- Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич
- Года производства: 1947 - 1979

Вместимость тягача АТ-Т

- Число мест в кабине: 4
- Число мест в кузове: 16
- Количество дверей: 2

Вес тягача АТ-Т

- Масса: 20.000 кг
- Масса прицепа, кг: 25 000

Двигатель тягача АТ-Т

А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

Размеры тягача АТ-Т

- Ширина: 3170 мм
- Высота: 3000 мм
- Ширина траков гусеницы, мм: 500
- Колея, мм: 2640
- Дорожный просвет: 425 мм

Скорость тягача АТ-Т

- по шоссе 35,5 км/ч

Расход топлива тягача АТ-Т

- на 100км 140л, масла 4л

Грузоподъёмность тягача АТ-Т

- 5000 кг

- Пятиступенчатая коробка передач
- Топливный насос: НК-10 210 кг/см
- Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652
- Привод: механический
- Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100
- Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1
- Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

Фото тягача АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Артиллерийский тягач АТ-Т с БРСД Р-12 (8К63)

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Артиллерийский тягач АТ-Т буксирует 152-мм пушку Бр-2

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Радар 1С32М на семикатковом варианте тягача АТ-Т