В начале 1960-х гг. ОКБ А.И. Микояна начало проявлять интерес к самолетам с крыльями изменяемой геометрии, которые обладали заметным преимуществом. По взглядам военных, при полномасштабной войне крупные аэродромы с бетонными ВПП станут слишком уязвимы и поэтому нужны самолеты, способные эксплуатироваться с укороченных ВПП. Достичь этого можно было двумя путями: за счет применения подъемных двигателей или использованием крыла с изменяемой геометрией.
Истребитель МиГ-23 - видео
Будущий самолет призван был сочетать лучшие качества МиГ-21, и ему заранее дали индекс «МиГ-23». Основными достоинствами должны были стать высокие скорость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность полета. Отработка аэродинамики будущего истребителя проводилась в аэродинамических трубах ЦАГИ. Была создана полная серия моделей, испытанная при различных режимах полета: при взлете, посадке, на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
В 1964 г. ОКБ А.И. Микояна приступило к техническому проектированию двух вариантов МиГ-23. Истребитель с двумя подъемными двигателями — «23-01» и машина с крылом изменяемой геометрии — «23-11». Первый полет «23-01» совершил 3 апреля 1967 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко). После прекращения разработки самолета «23-01» с коротким взлетом и посадкой приоритет приобретает программа «23-11» с изменяемой стреловидностью крыла, выполнение которой было ускорено приказом МАП. МКБ «Родина» (главный конструктор Селиванов) поручалось создание механизма поворота крыла. Проектирование истребителя «23-11» велось быстрыми темпами. За очень короткий срок, с января по март 1966 г., был создан эскизный проект МиГ-23. Еще до окончательного выбора схемы «23-01» и «23-11» специально был разработан реактивный двигатель ТРДФ Р-27Ф-300 (ОКБ К. Р. Хачатурова) на базе ТРД Р-11Ф2С-300. Решающую роль в доводке этих систем сыграл шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов.
10 июня 1967 г. летчик-испытатель А. В. Федотов совершил первый полет, при котором крыло находилось в положении стреловидности 16°. На втором полете он проверил крыло в полном диапазоне изменения угла стреловидности от 16° до 72°. На третьем полете Федотов перешел скорость звука. Самолет был показан на авиационном параде в Домодедово. Для А.В. Федотова это был 13-й полет. Всего в программе испытаний было задействовано девять машин.
Серийное производство МиГ-23 началось на московском заводе «Знамя труда». Всего МиГ-23 всех модификаций было построено 5047. Появление в частях этих самолетов принесло разочарование. Из-за недостаточной прочности планера были введены ограничения по перегрузкам. Учебные воздушные бои между истребителями МиГ-21 и МиГ-23 однозначно доказывали преимущество первого. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах. Машина с № 231 находится в Музее ВВС в Монино.
Модификации МиГ-23
МиГ-23С — истребитель с более мощным двигателем Р-27Ф2М-300;
МиГ-23М — истребитель с крылом увеличенной площади и «зубом» на передней кромке. Двигатель Р-29-300;
МиГ-23МЛ — облегченный вариант самолета с двигателем Р-35-300;
МиГ-23Б — истребитель-бомбардировщик с плоским носом без БРЛС;
МиГ-23УБ — двухместный учебно-боевой истребитель;
МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация истребителя.
Тактико-технические характеристики МиГ-23
- Главный конструктор: А. А. Андреев
- Первый полёт: 10 июня 1967 года (прототип «23-11»)
- Начало эксплуатации: май 1969 года
- Годы производства: 1969 — 1985
- Единиц произведено: 3 630 (истребительных модификаций), 769 МиГ-23УБ
Экипаж МиГ-23
- 1 человек
Размеры МиГ-23
- Длина, м: 16,7
- Размах крыла, м: 7,78 / 14,0
- Высота, м: 5,0
- Площадь крыла, м²: 34,16 / 37,27
- Коэффициент удлинения крыла: 1,48 / 5,26
- Коэффициент сужения крыла: 2,36 / 2,95
- Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.): 456,7 / 418,6
- Угол стреловидности по передней кромке: 74°40' / 47°40' / 18°40'
- База шасси, м: 5,77
- Колея шасси, м: 2,66
Вес МиГ-23
- Масса пустого, кг: 10 550
- Нормальная взлётная масса, кг: 15 600
- Максимальная взлётная масса, кг: 20 100
- Масса топлива, кг: 3319
- Объём топлива, л: 4300
Двигатель МиГ-23
- 1 × ТРДФ Р35
- Бесфорсажная тяга, кгс (кН): 1× 8550 (83,9)
- Форсажная тяга, кгс (кН): 1 × 13000 (127,5)
- Тяговооружённость (расч.): 0,548 / 0,833
Скорость МиГ-23
- Максимальная скорость: 2500 км/ч
- Посадочная скорость, км/ч: 250
- Скороподъёмность, м/с: 215
- Длина разбега, м: 450
- Длина пробега, м: 750/880
Скорость отрыва МиГ-23
- 280 км/ч
Дальность полета МиГ-23
- Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23): 900
- Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77): 1450
- Перегоночная дальность, км: 2360 (с 3 × ПТБ)
Практический потолок МиГ-23
- 700 метров
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8,5 g
Вооружение МиГ-23
- Стрелково-пушечное: 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л
- Точек подвески: 5
- Ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т, 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60
- Ракеты «воздух-поверхность»: 2 × Х-23М
- НАР: 4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б
- Авиабомбы: до 2000 кг.
Фото МиГ-23
Катастрофа МиГ-23 во время показательного выступления. Пилот успел катапультироваться.