Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

В ОКБ А.Н. Туполева к решению проблемы проектирования СПС подошли в начале 1960-х гг. 16 июля 1963 г. вышло постановление Совмина СССР № 798-271 и приказ МАП № 276 от 26 июля того же года, где предписывалось ОКБ А.Н. Туполева построить СПС. ОКБ Н.Д. Кузнецова бралось создать двигатели НК-144 с взлетной тягой 20 000 кгс. Проектирование велось в отделении «К», ранее занимавшемся беспилотной техникой. Главным конструктором был назначен А.А. Туполев. В ходе проработки аэродинамической компоновки Ту-144 в ОКБ и ЦАГИ рассматривалось несколько десятков возможных вариантов. Окончательно остановились на схеме низкоплана — «бесхвостки» с составным треугольным крылом оживальной формы с четырьмя ДТРДФ.

Самолёт Ту-144 - видео

Двигатели НК-144 разместили под крылом близко друг к другу. Воздухозаборники плоские с горизонтальным клином, работа каждого воздухозаборника обеспечивалась автоматической системой управления. Постройка первого опытного самолета Ту-144 («044») началась в 1965 г. Машина строилась в Москве в цехах ММЗ «Опыт», часть агрегатов изготавливалась на его филиалах. В конце 1967 г. опытную «044» перевезли в Жуковскую летно-исследовательскую и добавочную базу, где в течение всего года осуществлялись доводочные работы.

В конце 1968 г. опытный «044» (бортовой № 68001) был готов к первому полету, но над аэродромом ЛИИ не было погоды. Наконец в последний день уходящего 1968 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем Э.В. Еляном совершил первый полет продолжительностью 37 минут. Этот полет Ту-144 стал событием мирового значения в истории отечественной и мировой авиации. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 2430 км/ч. Англо-французский «Конкорд» первый полет совершил только 2 марта 1969 г.

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

Для выполнения требований по дальности сверхзвукового полета было решено установить на машину новые двигатели РД-36-51. Решение комиссии Совета Министров СССР по варианту Ту-144 с РД-36-51 было принято в 1969 г. Одновременно по предложению МАП-МГА принимается решение, до момента создания РД-36-51 и установки их на Ту-144, о строительстве шести Ту-144 с НК-144А.

Решение комиссии Совета Министров СССР по варианту Ту-144 с РД-36-51 было принято в 1969 г. Одновременно по предложению МАП-МГА принимается решение, до момента создания РД-36-51 и установки их на Ту-144, о строительстве шести Ту-144 с НК-144А. Строительство предсерийного модернизированного самолета Ту-144 началось на ММЗ «Опыт» в 1968 г. По расчетным данным, с двигателями НК-144А предполагаемая сверхзвуковая дальность полета должна была составлять 3500 км. С целью улучшения аэродинамических характеристик самолета изменили форму крыла в плане. По сравнению с «044» увеличилась площадь крыла, ввели более интенсивную коническую крутку его концевых частей. Была увеличена длина фюзеляжа с учетом размещения 150 пассажиров, каждую пару двигателей разместили под крылом.

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

Важным отличием стало внедрение переднего убирающегося в полете крылышка, выдвигавшегося из фюзеляжа на взлетно-посадочных режимах. Строительство предсерийного Ту-144 № 01-1 завершилось в начале 1971 г. 1 июня 1971 г. самолет совершил первый полет. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет.

Строительство предсерийного модернизированного самолета Ту-144 началось на ММЗ «Опыт» в 1968 г. По расчетным данным, с двигателями НК-144А предполагаемая сверхзвуковая дальность полета должна была составлять 3500 км. С целью улучшения аэродинамических характеристик самолета изменили форму крыла в плане. По сравнению с «044» увеличилась площадь крыла, ввели более интенсивную коническую крутку его концевых частей. Была увеличена длина фюзеляжа с учетом размещения 150 пассажиров, каждую пару двигателей разместили под крылом. Важным отличием стало внедрение переднего убирающегося в полете крылышка, выдвигавшегося из фюзеляжа на взлетно-посадочных режимах. Строительство предсерийного Ту-144 № 01-1 завершилось в начале 1971 г. 1 июня 1971 г. самолет совершил первый полет. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет.

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

3 июня 1973 г. первая серийная машина во время демонстрационного полета в Ле Бурже потерпела катастрофу. Погибло шесть членов экипажа во главе с летчиком-испытателем М.В. Козловым. Первый Ту-144 с двигателями РД-36-51 А совершил первый полет 30 ноября 1974 г. 27 апреля 1978 г. совершил первый полет первый серийный Ту-144Д. Самолет начал проходить совместные испытания, но 23 мая 1978 г. машина терпит катастрофу под Егорьевском. Эта катастрофа стала непосредственной причиной приостановки, а затем и полного прекращения эксплуатации Ту-144 с пассажирами. Для отработки новых технологий и проверки расчетных методик в 1995 г. была создана международная летающая лаборатория Ту-144ЛЛ с двигателями НК-321. В июле 1983 г. на Ту-144Д экипаж во главе с С. Агаповым установил 13 мировых рекордов скорости и высоты полета.

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

Модификации

Ту-144 - Первый опытный образец (1968 г.) № 68001 с двигателями НК-144. Сильно отличался многими элементами конструкции (формой и профилем крыла, размещением двигателей и стоек шасси, конструкцией стоек шасси, длиной и формой отдельных элементов фюзеляжа, катапультируемыми креслами экипажа, отстреливаемыми люками для выхода катапультируемых кресел и другими особенностями) от предсерийного и серийных и представлял собой скорее отдельную модель самолёта.

Ту-144 - Предсерийный опытный образец № 77101 с двигателями НК-144, 1968 г.

Ту-144Д - Опытные и серийные самолёты с двигателями РД-36-51А, 1974 г.

Ту-144ДА - Проект с двигателями «61».

Ту-144К - Проект авиационно-ракетного комплекса дальней авиации.

Ту-144КП - Проект авиационно-ракетного комплекса дальней авиации.

Ту-144ЛЛ - Опытный самолёт, летающая лаборатория на базе Ту-144Д с двигателями НК-32-1, 1996 г.

Ту-144П - Проект постановщика помех.

Ту-144ПР - Проект постановщика помех — разведчика.

Ту-144С - Серийные (опытные и эксплуатировавшиеся) самолёты с двигателями НК-144А, 1971 г.

ДП-2 - Проект дальнего перехватчика.

Внутренний элевон

Внутренний элевон

Тактико-технические характеристики Ту-144

- Главный конструктор: Алексей Туполев
- Первый полёт: 31 декабря 1968 года
- Начало эксплуатации: 26 декабря 1975 года; 1 ноября 1977 года (пассажирские перевозки)
- Конец эксплуатации: 1 июня 1978 года (пассажирские перевозки); последний полёт — 26 июня 1999 года.
- Единиц произведено: 16

Экипаж Ту-144

- 4 человека

Вместимость Ту-144

- 150 пассажиров

Габаритные размеры Ту-144

- Длина, м: 65,70
- Высота, м: 12,50
- Размах крыла, м: 28,80
- Площадь крыла, м²: 507

Вес Ту-144

- Максимальная взлётная масса, кг: 203 000
- Масса полезной нагрузки, кг: 15 000
- Масса топлива, кг: 95 000

Двигатели Ту-144

- Количество: 4
- Наименование: НК-32-1
- Тяга, максимальная, кН: 245,0
- Тяга на сверхзвуке, кН: 137,5    

Расход топлива Ту-144

- 26 000 кг/час

Скорость Ту-144

- Максимальная скорость, км/ч: 2500
- Крейсерская скорость (на сверхзвуке), км/ч: 2300
- Посадочная скорость, км/ч: 270
- Длина разбега, м: 2930         
- Длина пробега, м: 2570

Дальность полета Ту-144

- 4000 км практическая с полной загрузкой

Практический потолок Ту-144

- 20 000 м

Фото Ту-144

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

Ту-144 - Жуковский, 19 августа 2011 года, последние приготовления перед экспозицией

Кабина Ту-144

Кабина Ту-144

Кабина Ту-144

Кабина Ту-144

Рабочее место бортинженера

Салон Ту-144

Салон первого класса Ту-144

Салон первого класса Ту-144

Салон туристского класса Ту-144

Салон туристского класса Ту-144

Кухонный блок Ту-144

Кухонный блок Ту-144

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт

Двигатели Ту-144

Двигатели Ту-144

Шасси Ту-144

Шасси Ту-144

Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт