Ил-14 - пассажирский самолет

В конце 1946 г. ОКБ С.В. Ильюшина приступило к решению сложной и совершенно новой в практике мирового самолетостроения того времени проблемы — взлета двухдвигательного самолета после отказа одного из двигателей на взлете или сразу после отрыва. Эти работы были начаты после завершения государственных испытаний самолета Ил-12 с целью повышения безопасности первого пассажирского самолета. Опыт эксплуатации Ли-2, Ил-12 показал, что при отказе одного двигателя экипаж был вынужден продолжать взлет, так как прекращение взлета оказывалось уже практически невозможным.

Ил-14 - пассажирский самолет

Требовалось создать такой пассажирский самолет, который бы мог обеспечить безопасное завершение взлета при отказе двигателя, но без ухудшения экономической эффективности машины. По внешнему виду и аэродинамической компоновке первый вариант Ил-14 мало чем отличался от Ил-12, но был несколько больше по размерам и массе. На нем предполагалось установить самые мощные по тому времени двигатели АШ-73 мощностью 2400 л.с. Но утвержденный весной 1947 г. проект Ил-14 не был реализован. Опыт работы над проектом показал, что простое увеличение энерговооруженности самолета еще не решает проблему продолжения взлета с одним работающим двигателем. Установка таких мощных двигателей сильно усложняет путевую балансировку при отказе одного двигателя.

Опыт летных испытаний Ил-12 позволил сделать вывод, что проблема продолжения взлета с одним работающим двигателем может быть решена и с прежними двигателями АШ-82ФН, но с улучшенными аэродинамическими характеристиками самолета. ОКБ совместно с ЦАГИ провели большую работу по новому крылу для уменьшения сопротивления самолета при взлете. Новое крыло сохранило прежний размах, но его площадь уменьшили на 3 м2 благодаря ликвидации наплывов по передней кромке между фюзеляжем и гондолами двигателей. Для улучшения несущих свойств крыла была увеличена его относительная толщина, что в свою очередь позволило разместить в нем все топливные баки. Новое крыло имело обратную стреловидность 3° по линии 25% хорды. По сравнению с Ил-12 изменилась механизация крыла, были установлены только закрылки, позволяющие самолету быстрее оторваться от земли, набрать скорость и высоту.

Ил-14 - пассажирский самолет

Расчеты показали, что новый самолет Ил-14 может надежно взлетать с одним отказавшим двигателем при незначительном увеличении мощности серийных двигателей АШ-82ФН. Модернизированный двигатель АШ-82Т имел меньший часовой расход топлива (на 15%) и больший ресурс.

Первый самолет Ил-14 строился с крылом и оперением самолета Ил-12 и был предназначен для выявления особенностей взлета с одним работающим двигателем АШ-82Т. 13 июля 1950 г. первый опытный самолет Ил-14, пилотируемый экипажем В.К. Коккинаки, выполнил первый полет. При испытаниях выявилась необходимость улучшения путевой устойчивости и управляемости самолета. Для этого была увеличена площадь вертикального оперения путем изменения обводов верхней части киля и руля направления. Второй опытный самолет с новым крылом и увеличенным килем, получивший обозначение Ил-14П, совершил первый полет с тем же экипажем 1 октября 1950 г. По сравнению с Ил-12 максимальная скорость увеличилась на 30 км/ч, увеличилась и дальность полета.

Были проведены обширные испытания самолета Ил-14П с отказом одного двигателя. Первые серийные машины стали выпускаться на Ташкентском заводе с 1953 г., а затем и на заводе № 30. Самолеты строились серийно в Чехословакии и ГДР. Регулярные перевозки пассажиров начались 30 ноября 1954 г. Эксплуатация самолетов в «Аэрофлоте» подтвердила высокий уровень безопасности, надежности и простоту обслуживания. Самолеты использовались во многих авиакомпаниях мира.

Ил-14 - пассажирский самолет

Модификации

Ил-14-ЗОД - Транспортно-десантный самолёт.

Ил-14Г - Транспортный вариант Ил-14М, рассчитанный на перевозку 3500 кг.

Ил-14ЛЛ - Летающие лаборатории, большинство разрабатывалось и строилось на авиазаводе № 407 в городе Минске. Лётно-исследовательские комплексы ЛИК-1 и ЛИК-2, ледовые и арктические разведчики, пограничные, лаборатории специального назначения, метеоразведчики. Несколько ЛЛ построено в ГДР по программе создания самолёта 152 и в ЧССР для отработки двигателя М-601.

Ил-14М - Модернизированная пассажирская машина. Передняя часть фюзеляжа удлинилась на 1 метр, была осуществлена внутренняя перекомпоновка оборудования. При этом удалось разместить больше пассажиров: вначале 24, а затем 28 и 36.

Ил-14П - Первый вариант самолёта с пассажирской нагрузкой 18 человек, при полётном весе 16513 кг.

Ил-14С, Ил-14ПС, Ил-14СИ, Ил-14СО - Варианты для перевозки высокопоставленных лиц. Отличались повышенным комфортом и планировкой пассажирского салона.

Ил-14Т - Транспортный вариант базового Ил-14.

Ил-14ФК и Ил-14ФКМ - Самолёты для аэрофотосъёмки.

Ил-14 - пассажирский самолет

Тактико-технические характеристики Ил-14

- Начало эксплуатации: 30 ноября 1954 года
- Конец эксплуатации: 2005 год
- Годы производства: 1953 — 1959
- Единиц произведено: 1 348

Вместимость Ил-14

- 36 пассажиров

Экипаж Ил-14

- 2-5 человек

Габаритные размеры Ил-14

- Длина, м: 21,31 (Ил-14П), 22,31 (Ил-14М и поздние модели)
- Размах крыла, м: 31,7
- Высота(в хвосте), м: 7,8

Двигатели Ил-14

- Тип двигателя: 2 ПД Швецов АШ-82Т
- Мощность, л.с.: 2 х 1900

Скорость Ил-14

- Максимальная скорость, км/ч: 430
- Крейсерская скорость, км/ч: 345

Дальность полёта Ил-14

- 1250 км

Высота полёта Ил-14

- 6500 м (с кислородным оборудованием)

Вес Ил-14

- Масса пустого самолёта, кг: 12 700
- Максимальная взлётная масса, кг: 18 500

Фото Ил-14

Ил-14 - пассажирский самолет

Ил-14 - пассажирский самолет

Ил-14 - пассажирский самолет

Ил-14 - пассажирский самолет

Ил-14 - пассажирский самолет

Кабина Ил-14

Кабина Ил-14