Т-44 - советский танк

Т-44 что это такое - советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.

Танк Т-44 - видео

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций; в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал.

После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, его выпуск ограничился сравнительно малым по меркам серийных танков того времени количеством (всего было выпущено 1823 танка этого типа) и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.

Т-44 - советский танк

Создание и производства

Концепция танка Т-44 окончательно сформировалась осенью 1943 года на основании предоставлявшейся информации о боевых контактах танков Т-34-76 с новейшими германскими тяжёлыми танками. Выяснилось, что во встречном бою с «Тигром» или «Пантерой» «тридцатьчетвёрка» даже новой модификации не имела никаких шансов. В сложившейся неблагоприятной ситуации для перспективного среднего танка оптимальным комплексным решением явилось максимальное увеличение толщины лобовой брони в сочетании с более мощной (сравнимой с германскими тяжёлыми танками) пушкой. Фактически, концепция танка Т-44 обеспечивала выравнивание боевых возможностей среднего танка относительно тяжёлого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и манёвре.

Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Замена относительно тяжёлой и громоздкой пружинной подвески Кристи, применявшейся на Т-34, на торсионную подвеску освободила достаточно много места, что позволило полностью пересмотреть компоновку танка. Исчезли надгусеничные ниши и боковые стенки корпуса стали вертикальными. Освободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперёк корпуса танка. В двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов, что позволило сократить длину и на 300 мм высоту корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение за счет моторного, и улучшены условия работы экипажа.

Т-44 - советский танк

Благодаря новой компоновке удалось сместить к задней части танка башню, так что башня стала расположена ближе к центру тяжести танка, что повышало точность стрельбы на ходу, снизило вероятность зачерпывания грунта длинноствольной пушкой при движении на пересеченной местности и позволило более равномерно распределить нагрузку на катки. Нагрузка на передние катки снизилась за счет нового расположения башни, и, как следствие, позволило увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм. Угол наклона лобового листа увеличили до 60° и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя убрали на освободившееся место на крыше корпуса. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность. Курсовой пулемёт по сложившейся традиции оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.

Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 (переименован в № 75) было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.

Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.

Т-44-100 со стальными противокумулятивными экранами и пушкой ЛБ-1

Т-44-100 со стальными противокумулятивными экранами и пушкой ЛБ-1

Производство

1944 год - Ноябрь — 5; Декабрь — 20;

1945 год - Январь — 20; Февраль — 20; Март — 60; Апрель — 65; Май — 75; Июнь — 85; 2-е полугодие — 555

1946 год — 718;

1947 год — 200.

Двигатель и трансмиссия

На танке был применен новый двигатель В-44 мощностью 520 л. с. и новая 5-ступенчатая коробка передач. За счет улучшенной топливной аппаратуры удалось поднять мощность на 20 л. с. при тех же объёмах цилиндров. Вновь, после Т-18, была применена поперечная схема расположения двигателя. В трансмиссии танка использовали для передачи усилия от двигателя к параллельно ему расположенной коробке передач новый агрегат — «гитару», редуктор с передаточным числом 0,7. За счет того, что число оборотов увеличилось, а передаваемые нагрузки уменьшились, коробка передач была сделана легкой и компактной. Воздухоочиститель нового типа перенесли из развала цилиндров к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Сам вентилятор сместили к кормовому листу. Масляный и водяной радиаторы поставили горизонтально под крышкой моторного отделения в однородном воздушном потоке. Такая система охлаждения была более эффективной.

Т-44 - советский танк

Ходовая часть

Ходовая часть Т-44 состояла из ведущих колёс, по конструкции аналогичных Т-34, за исключением того, что для улучшения условий зацепления роликов колеса с гребнями траков при износе шарниров траков его диаметр был увеличен до 650 мм (против 635 мм у Т-34).

Опорные катки Т-44 были сдвоенными с наружными резиновыми бандажами и отличались от катков Т-34 уменьшенным диаметром — 780×660×150. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, в корне отличающуюся от подвески Т-34 — подвески типа «Кристи». Отказ от пружинных «свечей» позволил увеличить внутреннее заброневое пространство, уменьшить габариты машины и улучшить условия обитаемости экипажа, улучшить технологичность изготовления и упростить обслуживание. Таким образом именно Т-44 поставил точку в истории колесно-гусеничных танков в СССР, одной из наиболее ярких особенностей которых и была подвеска «Кристи». Гусеничные цепи Т-34 и Т-44 первых серий выпуска были унифицированы. Впоследствии для Т-44 была разработана оригинальная гусеничная цепь, устанавливалась на Т-44М, катки поздних Т-44 имели конструкцию, схожую с катками Т-55.

Вооружение

До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащаемый пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка.

В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.

Т-44 - советский танк

Машины на базе Т-44

- СУ-100М-2 — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944).
- СУ-100-44 «Гром-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944/45).
- СУ-122-44 «Гром-2» — проект САУ с 122-мм пушкой Д-25С (1944/45).
- СУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1945).
- СУ-102 «Уралмаш-1» (СУ-101М) — опытный образец САУ с 122-мм пушкой Д-25-44С (1945).
- БТС-4 — танковый тягач (1963).

В конце 1945 года на базе Т-44, на заводе № 183 в инициативном порядке был разработан проект тяжелого артиллерийского тягача, предполагавшийся как замена «Ворошиловцу». Шасси было удлиненное и имело шесть опорных катков. Транспортёр предполагался в двух вариантах: артиллерийского тягача и бензозаправщика. Построен полноразмерный макет.

Опытные образцы на базе Т-44

В конце зимы 1944 заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый (Т-44-1 № 2\3, он же Т-44-122) был оснащен 122-мм орудием Д-25Т-44, а второй (Т-44-1 № 1, он же Т-44-85) — 85-мм орудием Д-5Т[11].

В обоих случаях был установлен двигатель В-2-ИС. Также, было переработано и увеличено боевое отделение, но в случае с унитарными 122-мм снарядами, которых в боеукладке было 24 штуки, этого оказалось мало.

В серию ни один из опытных образцов не пошел, в 1945 году начали выпускать Т-54 с 100-мм орудием Д-10Т.

Танк Т-44-122

Танк Т-44-122

Эксплуатация

В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100 Ченстоховской танковой бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.

В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8 катков у «Тигра»). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин» и «На дорогах войны», "Родная кровь", где он «играет» роль Т-34-85.

Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.

Танк Т-44 в экспозиции Музея отечественной военной истории

Танк Т-44 в экспозиции Музея отечественной военной истории

Тактико-технические характеристики Т-44

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: Александр Александрович Морозов
Годы производства: 1944—1947
Годы эксплуатации: 1945 — конец 1970-х
Количество выпущенных, шт.: 1823
Компоновочная схема: классическая

Вес Т-44

- 31,8 тонн

Размеры Т-44

- Длина корпуса, мм: 6070
- Длина с пушкой вперёд, мм: 7650
- Ширина корпуса, мм: 3180
- Высота, мм: 2410
- База, мм: 3800
- Колея, мм: 2630
- Клиренс, мм: 425

Броня Т-44

- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 90 / 60°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 90 / 45°
- Борт корпуса, мм/град.: 75 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 60°
- Корма корпуса (середина), мм/град.: 45 / 17°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 70°
- Днище, мм: 15
- Крыша корпуса, мм15—20
- Лоб башни, мм/град.: 120
- Борт башни, мм/град.: 90 / 20°
- Корма башни, мм/град.: 75 / 12°
- Крыша башни, мм: 15

Вооружение Т-44

- Калибр и марка пушки: 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года
- Тип пушки: нарезная пушка
- Длина ствола, калибров: 54,6
- Боекомплект пушки: 58
- Прицелы: телескопический ТШ-16
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТМ

Двигатель Т-44

- Тип двигателя: В-44
- Мощность двигателя, л. с.: 500

Скорость Т-44

- Скорость по шоссе, км/ч: 60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25..30
- Запас хода по шоссе, км: 200..250
- Запас хода по пересечённой местности, км: 180..200
- Удельная мощность, л. с./т: 15,6
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,83
- Преодолеваемый подъём, град.: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,73
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1,3

Фото Т-44

Т-44 - советский танк

Т-44 - советский танк

Т-44 - советский танк

Т-44 - советский танк