Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

В середине 1940-х гг. в плане восстановления и развития народного хозяйства говорилось: «... восстановить и развить местные воздушные линии... развить массовое использование авиации специального применения по борьбе с вредителями сельского хозяйства, по санитарному обслуживания населения...» Для выполнения поставленных задач требовался новый самолет, способный заменить По-2. Такой многоцелевой легкомоторный самолет Як-12 был спроектирован и построен в ОКБ А.С. Яковлева в 1947 г.

Самолет Як-12 - видео

По схеме самолет Як-12 подкосный высоко план с неубирающимся шасси и подкосно-расчалочным хвостовым оперением. Его двухлонжеронное деревянное крыло с полотняной обшивкой оснащено закрылками щелевого типа и фиксированным предкрылком. Каркас оперения металлический, также обшитый полотном. Основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб. В носовой части обшивка дюралевая, в хвостовой полотняная, натянутая на деревянную опалубку. Кабина четырехместная, автомобильного типа. При необходимости в ней справа можно было установить носилки для перевозки больного. Шасси пирамидального типа с резиновой амортизацией. На первых Як-12 устанавливался двигатель воздушного охлаждения М-11ФР-1 мощностью 160 л.с.

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

В конце 1947 г. Як-12 успешно прошел испытания. В своем первоначальном виде Як-12 был двухместным и предназначался для использования в ВВС как связной и санитарный. Также он использовался на местных линиях ГВФ с тремя пассажирами. В основном в аэроклубах он использовался как буксировщик планеров, пока ему на смену не пришла «Вильга». Самолет серийно строился до 1950 г. и вполне отвечал предъявленным требованиям, за исключением взлетно-посадочных характеристик. За это время было выпущено 788 самолетов различных модификаций. На его базе было создано несколько модификаций. Для обучения летного состава был создан Як-12УТ с двойным управлением. В 1949 г. был создан поплавковый вариант Як-12ГР, однако, как показали летные испытания, его летные качества оказались намного хуже. На одном из самолетов был установлен двигатель АИ-14РФ мощностью в 300 л.с. и к нему внизу было добавлено небольшое крыло.

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

Модификации

Як-12С — санитарный вариант для одного больного на носилках;

Як-12СХ — сельскохозяйственный самолет для опыления, с баком для химикатов, распложенным под фюзеляжем. Применялся и как аэросеятель;

Як-12Р — связной самолет для ВВС и ГВФ. Установлен более мощный двигатель АИ-14Р мощностью 260 л.с. В хвостовой части установлен сошник — тормозной крюк, выпускающийся при посадке на грунтовой аэродром для сокращения пробега;

Як-12М — самолет на три пассажира с удлиненной хвостовой частью, с новым оперением и форкилем;

Як-12А — самолет с трапециевидным крылом с предкрылками и одним подкосом вместо двух.

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

Тактико-технические характеристики Як-12

- Первый полёт: 20 октября 1947 года
- Начало эксплуатации: 5 января 1948 года
- Годы производства: 1946 — 1968
- Единиц произведено: 4 992

Экипаж Як-12

- 1 человек

Вместимость Як-12

- 2 пассажира

Размеры Як-12

- Высота самолёта: 3,76 м
- Длина: 8,36 м
- Размах крыла: 12,00 м
- Площадь крыла: 21,60 м²

Вес Як-12

- Масса пустого: 830 кг
- Максимальная взлётная масса: 1185 кг

Двигатели Як-12

- 1 ПД М-11ФР
- Мощность: 1 х 160

Грузоподъемность Як-12

- 355 кг груза

Скорость Як-12

- Максимальная скорость: 194 км/ч
- Крейсерская скорость: 169 км/ч

Дальность полёта Як-12

- 810 км
- Продолжительность полёта: 4 ч.

Практический потолок Як-12

- 4100 м

Фото Як-12

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт

Як-12 - лёгкий многоцелевой самолёт