Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

В ОКБ С.В. Ильюшина работа над фронтовым бомбардировщиком Ил-28 началась без задания, по своей инициативе. В это время еще проходил испытания первый реактивный самолет, построенный ОКБ — бомбардировщик Ил-22. Опыт разработки Ил-22, учитывающий все его плюсы и минусы, позволил создать лучший фронтовой бомбардировщик того времени. Конструкторы ОКБ пришли к выводу, что на боевую эффективность и летно-технические данные значительное влияние может оказать принятая схема оборонительного вооружения.

Бомбардировщик Ил-28 - видео

Сравнительный анализ показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки можно отражать атаки современных истребителей. Это и определило основную компоновку самолета Ил-28. Таким образом, его проектирование началось «с хвоста». Эскизный проект самолета Ил-28 был утвержден 12 января 1948 г.
Принятая схема оборонительного вооружения позволила сформировать экипаж из трех человек, это, в свою очередь, привело к уменьшению геометрических размеров. Уменьшение массы планера позволило применить два двигателя «Нин-1», вместо четырех, как у Ил-22. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. В них же поместили и основные стойки шасси с большими колесами. Прямоугольное крыло имело технологический разъем по плоскости хорд вдоль всего размаха. Продольный технологический разъем имелся и на фюзеляже. В итоге трудоемкость изготовления трехместного бомбардировщика приблизилась к таковой для одноместного истребителя.

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

Экипаж Ил-28 размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Кресла пилота и штурмана в случае аварии катапультировались вверх. Стрелок-радист в аварийной ситуаций имел возможность воспользоваться нижним откидным люком. Сиденья штурмана, пилота и стрелка бронированы, общий вес брони достигает 454 кг. Оборонительное вооружение экипажа состояло из четырех пушек НР-23. Две устанавливались по бортам внизу носовой части фюзеляжа. Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой установкой с двумя пушками.

Первый полет летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил 8 июля 1948 г. По свидетельству ветеранов ОКБ, на стоянке к Ил-28 подошел А.Н. Туполев и спросил работавших на самолете специалистов: «А это чей незаконнорожденный ребенок?» Заводские и государственные испытания закончились с положительной оценкой. Одновременно с Ил-28 проводились испытания бомбардировщика Ту-14, и мнения военных разделились, какую машину запускать в серию. Дискуссия продолжалась у министра обороны СССР Н.А. Булганина, причем на этом совещании начальник ГК НИИ ВВС дал отрицательную оценку Ил-28 и настаивал на принятии в серию Ту-14. Решения тогда принято не было. Затем на специальном совещании у И.В. Сталина вопрос решился в пользу самолета С.В. Ильюшина.

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1 и также был рекомендован в серию. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции завод № 30 в отдельные периоды выпускал более ста Ил-28 в месяц. Всего за шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 самолетов Ил-28 различных модификаций. Бомбардировщик Ил-28 состоял на вооружении не только в СССР, но и в ряде ВВС других стран (в 20 государствах). Самолеты строились серийно в Китае и Чехословакии. Бомбардировщики Ил-28 принимали участие и в боевых действиях. Боевое применение Ил-28 было в 1956 г. в Египте, в 1962 г. в Йемене, в 1967 г. против Израиля, в 1974 г. в Ираке.

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

Модификации Ил-28

Ил-28 — фронтовой бомбардировщик;

Ил-28У — учебно-тренировочный самолет;

Ил-28Р — фронтовой разведчик для дневной и ночной разведки; Ил-28Т — самолет-торпедоносец.

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

Тактико-технические характеристики Ил-28

- Главный конструктор: С. В. Ильюшин
- Первый полёт: 8 июля 1948 года
- Начало эксплуатации: 1950 год
- Годы производства: 1949 — 1955
- Единиц произведено: 6 316

Экипаж Ил-28

- 3 человека

Размеры Ил-28

- Длина: 17,60 м
- Размах крыла: 21,50 м
- Высота: 6,70 м
- Площадь крыла: 60,8 м²
- Нагрузка на крыло: 291 кг/м²

Вес Ил-28

- Масса пустого: 12 890 кг
- Масса снаряжённого: 18 400 кг
- Максимальная взлётная масса: 23 200 кг

Двигатель Ил-28

- 2 × ТРД ВК-1А
- Тяга: 2 × 26,5 кН (2700 кгс)
- Тяговооружённость: 0,31

Скорость Ил-28

- Максимальная скорость: 906 км/ч
- Крейсерская скорость: 700 км/ч
- Скороподъёмность: 15 м/с
- Длина разбега: 965 м
- Длина пробега: 1700 м

Дальность полета Ил-28

- 2370 км

Практический потолок Ил-28

- 12 500 м

Вооружение Ил-28

Пушечное:
- 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
- 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол

Бомбовая нагрузка: (во внутреннем бомбоотсеке)
- нормальная: 1000 кг
- максимальная: 3000 кг

Фото Ил-28

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик

Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик