Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

В 1970-х гг. в нашей стране началось обновление самолетного парка в аэроклубах ДОСААФ. Предполагалось оснастить их новыми одноместными спортивно-пилотажными и двухместными учебно-спортивными самолетами. Для упрощения производства, сокращения эксплуатационных затрат и повышения качества летной подготовки было признано целесообразным иметь однотипные машины с одинаковыми силовыми установками. В 1972 году в ОКБ А.С. Яковлева разработали и построили одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50. Через два года на его базе создали двухместный Як-52.

Самолет Як-52 - видео

При его разработке были учтены пожелания многих летчиков-инструкторов, а также более чем 30-летний опыт эксплуатации самолетов Як-18. Як-52 унаследовал некоторые конструктивные решения Як-18А. Это не потому, что отсутствовали новые идеи, а просто не было необходимости менять то, что хорошо себя зарекомендовало в эксплуатации, к чему привыкли в аэроклубах и летных училищах. По сравнению с Як-18А возможности Як-52 значительно возросли. Применение более мощного двигателя (М-14П мощностью 360 л.с.) позволяет ему выполнять самые головокружительные фигуры прямого и обратного пилотажа. Принципиально он не отличался от своего предшественника Як-50, хотя почти все агрегаты подвергались конструктивной доработке. В носовой части фюзеляжа была размещена вторая кабина, предназначенная для ученика. Обе кабины накрыты одним прозрачным колпаком с двумя сдвижными частями. Шасси с хвостовым колесом, использовавшееся на Як-50, заменили на шасси с носовым колесом, что упростило технику выполнения взлета и посадки, а также руление по земле. Крыло усилили и доработали под установку двух посадочных щитков, при этом конструктивная схема крыла осталась однолонжеронной.

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

Для Як-52 была заново спроектирована бензосистема с двумя основными баками в крыле емкостью по 65 литров и пятилитровым расходным бачком в фюзеляже. Она позволяет совершать длительный перевернутый полет и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Существенно изменилось оборудование. На Як-52 появились радиокомпас, курсовая система, переговорное устройство. Для предупреждения о критической скорости сваливания самолет оснащен специальным электронным сигнализатором. Стало возможным обучение полетам в сложных метеоусловиях.

Як-52 — это моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж — полумонокок. Крыло однолонжеронное, с металлической работающей обшивкой. Поскольку самолет предназначался для первоначального обучения, требования к нему предъявлялись очень жесткие. Испытания и доводка продолжались около двух лет. Серийное производство осуществляется по лицензии в Румынии фирмой «Аэростар» города Бакэу. Поставка в СССР первых самолетов началась в 1979 г. К началу 2000 г. построено около 1800 самолетов, в основном для стран СНГ и Румынии.

Самолет Як-52 фото над океаном

В настоящее время Як-52 эксплуатируется во всех аэроклубах страны. Наличие носовой стойки шасси значительно упрощало процесс переучив&шя. С 1984 г. к полетам на них допускаются юноши 16-летнего возраста, что свидетельствует о доступности и простоте управления машиной. На самолете возможно обучение выполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа. Пилоты, получившие навыки высшего пилотажа на Як-52, успешно осваивают и одноместный самолет.
В 1981 году на базе этой машины в ОКБ был построен одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-53. Он отличался от исходного варианта отсутствием передней кабины, упрощенным оборудованием и меньшим взлетным весом.

Модификации

Як-52 - Базовая модификация. Выпускался в 1979—1995 годах.

Як-52Б (Як-54) - лёгкий ударный самолёт

Як-52Б (Як-54) - лёгкий ударный самолёт вооруженный 2 блоками НУРС УБ-32

Як-52Б (Як-54) - Лёгкий ударный самолёт. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством А. А. Яковлева.

Як-52М - модернизированный

Як-52М - модернизированный

Як-52М - Модернизированный. Отличается двигателем М-14Х (разработчик ОКБ Моторостроения, г. Воронеж) с трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ № 308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года.

Як-52W - экспортный

Як-52W - экспортный вариант

Як-52W - Экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.

Як-52TW - Самолёт с хвостовым колесом (Tail Wheel-хвостовое колесо).

Як-53 - Одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году.    

«Кондор» - С двигателем Авро Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается трёхлопастным винтом фирмы «Хофман» (диаметp 2,5 м), новым рулём направления. Разработан в Румынии в 1991 году.

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

Тактико-технические характеристики Як-52

- Начало эксплуатации: 1979 год
- Единиц произведено: ~ 1 800

Экипаж Як-52

- 2 человека

Двигатель Як-52

- Тип двигателя: 1 х ПД ВМКБ (Велденеев)
- мощность, л.с.: 1 х 360

Габаритные размеры Як-52

- длина: 7,745 м
- размах крыла: 9,3 м
- площадь крыла,  м²: 15 м

Вес Як-52

- пустого: 1035 кг
- максимальная взлётная масса: 1315 кг
- максимальная посадочная масса: 1315 кг

Скорость Як-52

- Скорость максимальная горизонтального полёта на высоте Н=1000м, км/ч: 270
- Скорость сваливания (на режиме работы двигателя «Малый газ»), км/ч: в прямом полёте — 110, в перевёрнутом — 140, с - выпущенными щитками — 100
- Скороподъёмность у земли, м/с: 7,5
- Скорость предельно допустимая: 450 км/ч
- максимально допустимая при пилотировании: 360
- Разбег при скорости отрыва 120 км/ч, м: 180...200
- Пробег при скорости касания 120 км/ч, м: 330

Дальность полёта Як-52

- 465 км

Продолжительность полёта Як-52

- 2,5 ч

Практический потолок Як-52

- 4000 м

Фото Як-52

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

Кабина Як-52

Кабина первого пилота Як-52

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет

Як-52 - спортивно-тренировочный самолет