АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

В июле 1934 г. конструкторская бригада В.М. Петлякова под руководством А.Н. Туполева начала проектирование тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (АНТ-42) для замены устаревшего ТБ-3. Основная идея проектировщиков заключалась в том, чтобы создать самолет, недосягаемый для лучших западных истребителей того времени. После ареста В.М. Петлякова все работы, связанные с разработкой и эксплуатацией самолета, были возложены на И.Ф. Незваля. В декабре 1935 г. эскизный проект и макет самолета были представлены военным во главе с М.Н. Тухачевским.

Бомбардировщик Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7) - видео

По своей схеме самолет представлял собой четырехдвигательный металлический среднеплан с убирающимся шасси. Для обеспечения требуемой высотности двигателей АМ-34ФРН было предложено оригинальное решение. Первоначально высотность двигателей предполагалось увеличивать путем установки турбокомпрессоров, но они еще не были окончательно доведены. По предложению А.Н. Туполева было принято решение об установке пятого двигателя М-100 для агрегата центрального наддува (АЦН), который был размещен в верхней части фюзеляжа. Стрелково-пушечное вооружение разместили с учетом максимальной эффективности оборонительного огня. В состав вооружения входили пушки, крупнокалиберные и скорострельные пулеметы. Было установлено новейшее навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях на больших расстояниях от своих баз.

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

Постройка первого опытного самолета ТБ-7 была закончена 9 ноября 1936 г. 27 декабря самолет, пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем М.М. Громовым, совершил первый полет. Заводские испытания проводили без включения АЦН. Государственные испытания показали хорошие для того времени летные данные, и самолет, по настоянию ВВС, должны были срочно запустить в серию. Эталоном для серии стал второй опытный экземпляр ТБ-7 «дублер», в конструкцию которого были внесены изменения. Фюзеляж расширили на 100 мм, изменили его хвостовую часть, доработали систему управления, изменили состав оборонительного вооружения. Испытания «дублера» были закончены в декабре 1938 г. Серийное производство началось на Казанском авиазаводе № 124. Проблемы с поставками АЦН и двигателями АМ-34ФРНВ привели к остановке производства, были выпущены только две машины. С поставкой двигателей АМ-35 и дизелей М-30 и М-40 было построено к маю 1941 г. 27 машин. С началом войны выпуск самолетов Пе-8 (в 1942 г. самолеты переименовали в честь погибшего в авиакатастрофе В.М. Петлякова) был продолжен в небольшом количестве. Всего было выпущено 93 машины с различными двигателями и доработками. Дизели в эксплуатации показали низкую надежность и больше не строились.

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

Во время войны бомбардировщики АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) участвовали в различных операциях. Авиачасть, эксплуатировавшая ТБ-7 на Украине, попала под бомбардировку в первый же день войны, и уцелело лишь 13 самолетов. В июле 1941 г. было сформировано специальное соединение АДД под командованием М.В. Водопьянова. В ночь с 9 на 10 августа 1941 г. две эскадрильи этого соединения с аэродрома под Ленинградом совершили свой первый налет на Берлин. Было совершено несколько полетов на Кенигсберг, где были сброшены пятитонные бомбы. Самолеты участвовали в бомбардировках под Сталинградом и во время боев на Курской дуге. В 1942 г. на специально доработанной машине экипаж Э.К. Пусепа доставил советскую правительственную делегацию во главе с В.М. Молотовым в Англию и США и обратно. Было пройдено 17 800 км над океаном и над территорией, контролируемой противником. После войны самолеты Пе-8 использовались в подразделениях МАП и ГВФ, в полярной авиации до второй половины 1950-х гг.

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

Официальные наименования самолёта

Машина 42, или Самолёт 42 - внутреннее заводское наименование, именно так подписывались заводские документы по бомбардировщику. Это наименование сохранялось на документах вплоть до прекращения серийного производства. Цифра 42 означает порядковый код проекта, принятый в ЦАГИ.

АНТ-42 - первое официальное государственное наименование, представляет собой сокращение от имени Андрея Николаевича Туполева, руководителя ЦАГИ на тот момент. Исторически связывается с первым прототипом, хотя на некоторых государственных документах это название указывается в контексте серийных машин.

ТБ-7 - военное обозначение бомбардировщика в армии. Под этим именем он был принят на вооружение, вся техническая документация предназначенная для эксплуатации машин, содержала это название. Это обозначение исторически связывается с самолётами, выпущенными до первой половины 1941 года.

Пе-8 - за создание и внедрение в серийное производство Пе-2 В. М. Петляков был реабилитирован и выпущен из заключения с полным восстановлением в правах и званиях, но в 1942 году погиб в авиакатастрофе. В честь погибшего конструктора ТБ-7 был переименован в Пе-8. Этим обозначением принято наименовать все выпущенные самолёты, включая два прототипа.

«Петляков» - Этим именем самолёт именовался лётным и техническим составом.

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

Тактико-технические характеристики Пе-8

- Главный конструктор: В.М. Петляков
- Первый полёт: 27 декабря 1936
- Конец эксплуатации: 1954
- Годы производства: 1939—1944
- Единиц произведено: 93 (включая два прототипа)

Экипаж Пе-8

- 8~12 человек

Грузоподъёмность Пе-8

- 5000 (6000) кг

Размеры Пе-8

- Длина: 23,59 м
- Размах крыла: 39,01 м
- Высота: 6,20 м
- Профиль крыла: ЦАГИ-40
- Средняя аэродинамическая хорда: 5,35 м
- Нагрузка на крыло: 143,5 кг/м²

Вес Пе-8

- Масса пустого: 19 986 кг
- Нормальная взлётная масса: 27 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 35 000 кг
- Масса полной нагрузки: 15 014 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 13 025 кг (максимальная)

Двигатель Пе-8

- 4 × жидкостного охлаждения V-12 АМ-35А
- Мощность двигателей: 4 × 1350 л.с. (4 × 1000 кВт)
- Тяговооружённость: 140 Вт/кг
- Воздушный винт: ВИШ-24
- Диаметр винта: 4,1 м

- Коэффициент лобового сопротивления на макс. скорости у земли: 0,027
- Аэродинамическое качество: 14,8

Скорость Пе-8

- Максимальная скорость у земли: 347 км/ч
- Максимальная скорость на высоте 6360 м: 443 км/ч
- Крейсерская скорость: 400 км/ч
- Посадочная скорость: 114 км/ч
- Скороподъёмность: 5,9 м/с
- Время набора высоты: 5000 м за 14,6 мин.
- Длина разбега: 1100-2300 м (в зависимости от взлётной массы)
- Длина пробега: 580 м

Дальность полета Пе-8

- 3 600 км

Практический потолок

- 9 300 м

Вооружение Пе-8

Стрелково-пушечное:
- 2× 20 мм пушки ШВАК (верхняя и кормовая установки)
- 2× 12,7 мм пулемёты УБТ (подкрыльевые гондолы)
- 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС (носовая установка)

Боевая нагрузка:  
- до 4000 кг, мог использовать бомбы массой 5000 кг

Фото Пе-8

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик

Модификации бомбардировщика Пе-8

АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) - дальний бомбардировщик