Истребитель Як-1

Самолет, ставший родоначальником длинной линейки истребителей "Як", вынесших на своих крыльях всю тяжесть Великой отечественной войны, разрабатывался под руководством А.С. Яковлева с 1939 г. Самолет, первоначально обозначавшийся И-26, представлял собой одномоторный моноплан с убирающимся шасси и 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения. От первоначально предполагавшегося М-106 (1200 л.с.) ввиду его недоведенности пришлось отказаться, и самолет получил М-105П (1050 л,с.). Конструкция планера была смешанной и относительно тяжелой, со сварным каркасом фюзеляжа из стальных труб, Для облегчения машины конструктор пошел на применение неразъемного крыла, снижавшего эксплуатационную технологичность и усложнявшего транспортировку самолета.

Истребитель Як-1 - видео

Первый прототип И-26-1 был облетан 1940 г., второй - 23 марта. Испытания показали многочисленные проблемы, связанные, главным образом, с ненадежной работой мотоустановки. Несмотря на это, в сентябре 1940 г. подмосковный завод № 301 изготовил установочную партию из 10 И-26, а в конце года саратовский завод № 292 сдал 16 серийных самолетов. Полномасштабное производство самолета, которому 26 декабря 1940 г. присвоили наименование Як-1, началось в 1941 г.
Общее количество самолетов, изготовленных до 1944 г,, оценивается примерно в 8760 самолета, из них 112 в 1940-1941 гг. выпустил завод № 301, а 8553 - завод № 292 (16 в 1940 г., 1212 в 1941-м, 3477 в 1942-м, 2720 в 1943-м и 1128 в 1944 г.).

Истребитель Як-1

Боевое применение Як-1

До начала войны авиапромышленность выпустила 425 Як-1, но далеко не все из них успели попасть в строевые части. В приграничных округах на 22 июня 1941 г. числилось, в общей сложности, 105 Як-1, но полностью укомплектован ими был лишь 20-й ИАП Киевского Особого ВО, вступивший в бой с первых минут войны.

Битва под Москвой стала первой операцией, в которой достаточно широко применялись истребители Яковлева. В частности, в составе ВВС Калининского фронта на них воевали 163-й, 237-й, 518-й и 521-й ИАП, Западного фронта - 20-й, 66-й, 188-й и 236-й ИАП; также здесь действовали 211-й и 484-й ИАП из состава резерва Верховного главнокомандования. В январе 1942 г. Як-1 получил 586-й ИАП - единственный женский истребительный авиаполк.

К осени 1942 г. Як-1 стал самым массовым истребителем ВВС РККА - на таких машинах воевало около трети истребительных авиаполков, действовавших на всех фронтах. Эксплуатировали их и части ПВО, а также морской авиации - хотя для полетов над морем Як-1 обладал недостаточной дальностью. Наряду с обычными полками, на Як-1 воевали элитные части -ставший настоящей кузницей асов покрышкинский 16й гв. ИАП, укомплектованный лучшими пилотами 434й ИАП, и 69-й ИАП, в который осенью 1942 г. собрали летчиков, имевших на своем счету не менее 5 побед. В конце 1942 г. под Сталинградом дебютировали Як-1 с улучшенной аэродинамикой (в 512-м и 520-м ИАП) По результатам боевой работы 512-го ИАП на один сбитый немецкий самолет приходилось 18 вылетов на улучшенном «Яке» и 26 - на обычном Як-1. Соотношение побед/потерь составило 6,5 сбитых вражеских самолетов на один потерянный улучшенный истребитель и 2,5 - на один стандартный Як-1. В декабре 1942 -январе 1943 гг. проходили войсковые испытания самолета Як-16. В них участвовали 58 самолетов 176-го ИАП 16-й ВА Сталинградского фронта и 32-го гвардейского ИАП 3-й ВА Калининского фронта.

Истребитель Як-1

Выполнив в ходе испытаний 669 боевых вылетов, они провели 38 воздушных боев и сбили 25 вражеских самолетов, в т.ч. 11 истребителей (пять Bf 109F и шесть FW 190А). Собственные потери составили 6 Як-1б. В воздушном сражении над Кубанью в апреле-мае 1943 г. действовал целый ряд частей и соединений, вооруженных Як-1, в частности, 3-й ИАК (265-я и 278я ИАД). В Курской битве из 52 ИАП - 32 летало на истребителях Яковлева, примерно в равной пропорции Як-1 и Як-7. В дальнейшем доля Як-1 постепенно уменьшалась - их вытесняли более современные машины. Так, в феврале 1944 г. в Корсунь-Шевченковской операции на «Яках» летало 11 полков, из них лишь 3 полностью вооруженных Як-16 и 6 - частично укомплектованных Як-1, наряду с Як-7 и Як-9. К концу войны Як-1 на фронте осталось относительно немного.

В марте-июле 1943 г. на Як-1 летала французская эскадрилья «Нормандия-Неман», впоследствии перевооруженная более современными машинами. С июля 1944 г. на Як-16 воевал польский 1-й ИАП «Варшава», летавший на них вплоть до мая 1945 г.

Несмотря на проблемы, проявившиеся ещё на ранних стадиях производства, Як-1 в первые месяцы войны быстро завоевал репутацию лучшего советского истребителя. Уступая «мессершмиттам» в скорости и скороподъемности, он отличался неплохой горизонтальной маневренностью. Як-1 был устойчив в воздухе и обладал хорошей управляемостью, был доступен для малоопытных пилотов. «Подтянуть» летные характеристики удалось на Як-16, а внедрение на этой модификации каплевидного фонаря позволило существенно улучшить обзор. Конструкция самолета была приспособлена к массовому производству с применением недефицитных материалов, а также обладала достаточной ремонтопригодностью. В то же время, из-за деревянной конструкции крыла, оно обладало низкой стойкостью к повреждениям.

Истребитель Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко (1918 — 1976) из 20-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1

Истребитель Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко (1918 — 1976) из 20-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1. Почему то звездочки на киле, а не на фюзеляже. Верх киля почему то с белой окраской.

Модификации Як-1

Як-1 - базовая модель. Двигатель М-105П (1050 л.с.), с ноября 1941 г. - М-105ПА такой же мощности. Вооружение - 1 20-мм мотор-пушка LUBAK (боекомплект 130 снарядов), 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС (суммарный боекомплект 1500 патронов). С октября 1941 г. часть самолетов оборудовалась подвеской для 6 82-мм НАР.

Як-1 облегченный - партия из 10 самолетов, выпущенных в марте 1942 г. заводом № 292. Вооружение -1 пушка LLIBAK. Установлены непротектированные топливные баки и металлическое хвостовое оперение,

Як-1 с мотором М-105ПФ - выпускался с июня 1942 г. Двигатель имел пониженную высотность, но увеличенную мощность (1180 л.с.). С сентября 1942 г. часть самолетов выпускалась в облегченном вариан-13 января те, без пулеметов и радиостанции.

Як-1 с улучшенной аэродинамикой - строился с декабря 1942 г.

Як-1Б - двигатель М-105ПФ. Вооружение - 1 пушка ШВАК (140 снарядов), 1 12,7-мм синхронный пулемет УБС (220 патронов). Усилена бронезащита пилота, установлен каплевидный фонарь.

Як-1 с мотором М-106-1СК - в январе-феврале 1943 г. выпущено 47 самолетов, из-за недоведенности мотоустановки впоследствии переоборудованных под М-105ПФ.

Истребитель Як-1

Тактико-технические характеристики Як-1

- Главный конструктор: А. С. Яковлев
- Первый полёт: 13 января 1940 года
- Годы производства: 1940—1944
- Единиц произведено: ~ 8734

Экипаж Як-1

- 1 человек

Размеры Як-1

- Длина, м: 8.48
- Размах крыла, м: 10.00
- Площадь крыла, м2: 17.15

Масса Як-1

- Масса пустого, кг: 2412
- Масса нормальная взлётная, кг: 2917

Двигатель Як-1

- Тип двигателя: М-105ПФ
- Мощность номинальная, л. с.: 1210
- Мощность взлётная, л. с.: 1210

Скорость Як-1

- Максимальная скорость у земли, км/ч: 510
- Максимальная скорость на высоте, км/ч: 571

Дальность полета Як-1

- 650 км

Скорость взлета Як-1

- 833 м/мин

Практический потолок Як-1

- 10000 метров

Вооружение Як-1

- Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК, 1 × 12,7-мм пулемёт УБС

Фото Як-1

Истребитель Як-1 (бортовой номер 29) из 562-го истребительного авиаполка ПВО, разбитый при вынужденной посадке

Истребитель Як-1 (бортовой номер 29) из 562-го истребительного авиаполка ПВО, разбитый при вынужденной посадке. Пилотировал самолет Герой Советского Союза капитан Иван Николаевич Калабушкин. Фюзеляж, фонарь, передняя часть киля имеют темный тон. Походит на последствия утечки масла из системы смазки. Хотя А почему не проще, например — камуфляжные пятна. Может быть все проще, например — камуфляжные пятна, а на  коке винта куча грязи, мой уазик после покатушек тоже так выглядит. В районе кабины и фонаре отверстия, возможно это пробоины, что говорит что вынужденная посадка могла произойти не просто по техническим причинам.

Самолет истребитель Як-1 первых серий, запуск двигателя вручную, капот маслорадиатора снят. У самомолета, предположительно, В.А. Иванов.

Самолет истребитель Як-1 первых серий, запуск двигателя вручную, капот маслорадиатора снят. У самомолета, предположительно, В.А. Иванов. На сколько я понимаю процесс, человек удерживает винт за лопасть пока создается достаточное усилие с помощью натяжения тяги, затем он отпустит ремень и тяга раскрутит винт с более значительной силой чем это мог бы сделать человек. Только вот почему-то стропы натянуты от плоскости диска винта под каким-то невообразимым углом! Эффективность натяжения мизерная. Ветераны пишут в мемуарах что жгуты были резиновые, может это как раз тот вариант, а что касается угла натяжения — это просто обман зрения. Натяжитель этого самого жгута находится справа по ходу движения самолета.

Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б.

Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б. Лейтенант Ноэль Кастелен 7( 4 личных и 3 в составе группы ) побед(6 в составе «Нормандии»)Погибнет через месяц после того как был сделан этот снимок 16 Июля 1943 во время боя с фоккерами из 51 эскадры. Жозеф Риссо(правильнее все-таки с двумя «с») одержал 11 официальных побед( 5 из них — в составе группы ) и 4 неподтверждённые. Он был одним из трех, кто остался в живых после окончания войны от первого состава эскадрильи(14 чел.) О лейтенант Дервиове четкой информации у меня нет.

Летчики 3-го гвардейского авиационного полка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота на фоне истребителя Як-1. На фото: гвардии капитан А.Ф. Мясников, Герой Советского Союза гвардии капитан Г.Д. Костылев, комиссар полка Исакович.

Летчики 3-го гвардейского авиационного полка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота на фоне истребителя Як-1. На фото: гвардии капитан  А.Ф. Мясников, Герой Советского Союза гвардии капитан Г.Д. Костылев, комиссар полка Исакович. Вообще ГСС Георгий Костылев человек непростой судьбы.(Его кстати нет в сов. энциклопедии ВОВ, несмотря на то что он вобщем-то один из лучших советских летчиков истребителей). В 43-м году он во время отпуск отправился в Ленинград к матери. То что он там увидел его поразило. Люди умирали от голода и холода. Незадолго до возвращения в свою часть он познакомился с одним тыловым полковником и тот пригласил его «на чаек». Стол полковника ломился от еды и разнообразного алкоголя. Возмущенный Костылев разоружил полковника и сильно избил. Далее последовали арест летчика, суд, разжалование до рядового, лишение наград и звания ГСС. Мало того, после того как его разжаловали за таран морды этого интенданта-скотины, Костылев, в качестве матроса морской пехоты еще успел повоевать на Ораниенбаумском пятачке. По отбытии наказания был восстановлен в звании и были возвращены награды. Друг летчика Василий Голубев (так же известный ас) смог перетащить Костылева в свой 4-й ГИАП. Почти год Костылев летал, как ведомый Голубева. Другое дело , что после этого в 4 ГИАП он начинал с рядового летчика и к концу 1944 уже был инспектором штаба ВВС КБФ.

Летчик 562-го истребительного авиаполка ПВО Герой Советского Союза майор И.Н. Калабушкин на крыле истребителя Як-1Б

Летчик 562-го истребительного авиаполка ПВО Герой Советского Союза майор И.Н. Калабушкин на крыле истребителя Як-1Б. Иван Николаевич Калабушкин в РККА с 1936 г. После окончания в 1938 г. Ворошиловградской военной авиашколы летчиков – в составе 123-го ИАП. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 22 июня 1941 г. лейтенант Калабушкин на истребителе И-153 «Чайка» в районе Бреста в трех воздушных боях сбил пять самолетов противника (два Ju-88 утром, Hе-111 в полдень и два истребителя Ме-109 к вечеру). В воздушном бою был ранен, находился на лечении в госпитале. С октября 1941 – в составе 562-го ИАП ПВО. 4 марта 1942 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Закончил войну в должности заместителя командира 562-го ИАП ПВО. Всего за годы войны совершил 361 боевой вылет, в воздушных боях уничтожил 15 самолетов противника.

Командующий военно-воздушными силами Черноморского флота, генерал-майор авиации Николй Алексеевич Остряков (1911 — 1942) перед вылетом на боевое задание на истребителе Як-1

Командующий военно-воздушными силами Черноморского флота, генерал-майор авиации Николй Алексеевич Остряков (1911 — 1942) перед вылетом на боевое задание на истребителе Як-1