Ту-128 - дальний истребитель-перехватчик

Во второй половине 1950-х гг. потенциальные противники СССР получили на вооружение авиационные и ракетные системы, способные нанести ядерные удары по всем важным военным и экономическим центрам страны. Первые советские зенитно-ракетные комплексы ввиду ограниченной дальности действия могли охранять лишь зоны крупных городов и военных объектов. Нужны были истребители-перехватчики дальнего действия.

Перехватчик Ту-128 - видео

Первую попытку создать подобный комплекс предприняло в середине 1950-х гг. КБ С.А. Лавочкина, в котором был создан опытный дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ла-250. Однако испытания и доводки Ла-250 затянулись на четыре года и в конце концов были прекращены. Авиация ПВО продолжала оставаться без столь нужного ей дальнего истребителя-перехватчика. Учитывая создавшуюся обстановку с дальним перехватчиком, командование авиации ПВО в 1957 г. обратилось непосредственно к А.Н. Туполеву с предложением создать в кратчайшие сроки на базе опытного фронтового сверхзвукового бомбардировщика «98» авиационно-ракетный комплекс (АРК) дальнего перехвата. Предложение было принято, и уже в июне 1957 года в отделе С.М. Егера начались изыскательские работы по теме, получившей по КБ обозначение самолет «128», официальное — Ту-28.
4 июля 1958 г. вышло постановление СМ N9 608-293, согласно которому КБ А.Н. Туполева как головная организация по созданию АРК должно было обеспечить создание комплекса Ту-28-80 в составе дальнего истребителя-перехватчика Ту-28 с двумя ТРД АЛ-7Ф-1, с ракетной системой «воздух-воздух» К-80 и системой наведения перехватчика на цель «Воздух-1».

Пара Ту-128 на аэродроме

Сложность работы по комплексу состояла не только в создании самого истребителя-перехватчика, но и организации четкого взаимодействия большого количества предприятий и организаций, участвовавших в проектировании АРК. Главным конструктором был назначен И.Ф. Незваль. В июне 1959 г. предъявили эскизный проект, разработанный с учетом результатов продувок моделей в аэродинамических трубах. Для обеспечения высоких сверхзвуковых скоростей полета применили крыло с профилями малой относительной толщины и фюзеляж, выполненный по «правилу площадей». В январе 1960 г. состоялась макетная комиссия, которая в целом одобрила макет. Коллектив КБ Ф.Ф. Волкова создавал бортовую РЛС «Смерч» с дальностью обнаружения 50 км, а КБ М.Р. Бисновата впервые в СССР создавало ракеты К-80 класса «воздух-воздух». Большая дальность ракеты и обнаружения целей не требовала точного наведения самолета-носителя на цель с помощью наземных средств наведения.

Ту-128 - дальний истребитель-перехватчик

Строительство опытного самолета Ту-128 на заводе ОКБ и было закончено летом 1960 г. 18 марта 1961 г. летчик-испытатель М.В. Козлов и штурман-испытатель К.И. Малхасян подняли самолет в воздух. Осенью 1962 г. были выполнены первые успешные перехваты и уничтожение целей-мишеней. Еще до завершения испытаний 10 ноября 1962 г. Госкомиссия дала предварительное заключение для запуска самолета в серию, что позволило выиграть время для его освоения. 30 апреля 1965 г. комплекс принимается на вооружение авиации ПВО. Серийное производство осуществлялось на заводе в Воронеже. Всего с 1962 по 1970 г. завод построил 198 машин различной модификации. В 1990 г. самолет Ту-128 был снят с вооружения ВВС страны.

Ту-128 - дальний истребитель-перехватчик

Тактико-технические характеристики Ту-128

- Главный конструктор: Д.С. Марков, И.Ф. Незваль
- Первый полёт: 18 марта 1961 года
- Начало эксплуатации: 30 апреля 1965 года
- Единиц произведено: 188

Экипаж Ту-128

- 2 человека (командир корабля, штурман-оператор)

Размеры Ту-128

- Размах крыла: 17,53 м
- Длина: 30,06 м
- Высота: 7,15 м
- Площадь крыла: 96,94 м²

Вес Ту-128

- Масса пустого самолёта: 24 500 кг
- Масса нормальная взлётная: 40 000 кг
- Масса максимальная взлётная: 43 700 кг
- Масса топлива: 15 000 кг

Двигатели Ту-128

- 2× ТРД АЛ-7Ф-2 ОКБ А. М. Люльки
- Тяга, кгс: 2× 10 100

Скорость Ту-128

- Скорость максимальная с четырьмя ракетами, км/ч: 1655
- Скорость максимальная без нагрузки, км/ч: 1910

Дальность полета Ту-128

- 2565 км

Практический потолок Ту-128

- 15 600 метров

Вооружение Ту-128

- Ракетное вооружение: четыре ракеты класса «воздух — воздух» на внешней подвеске к консолям крыла
- Р-4Р — две единицы с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на наружных пусковых устройствах;
- Р-4Т — две единицы с тепловыми головками самонаведения на внутренних пусковых устройствах.

Фото Ту-128

Ту-128 350-го авиаполка расположенного в городе Братск

Аварийная посадка Ту-128

Аварийная посадка Ту-128

Ту-128УТ 'Пеликан' - фото

Ту-128УТ Пеликан