Ка-27 - корабельный вертолет

В 1986 году произошло событие, потрясшее весь мир, — авария на Чернобыльской АЭС. Высочайший уровень радиации в эпицентре взрыва не допускал даже кратковременного пребывания там человека. Для понимания процессов, происходивших внутри реактора, необходимо было получить оттуда информацию. С этой целью изготовили устройство с датчиками, размещенными в длинной тонкой трубе, напоминавшей иглу. Для установки измерительного устройства в центре реактора выбор пал на вертолет Ка-27.

Вертолет Ка-27 - видео

Высокая маневренность вертолета и высокоточный автопилот, способный долгое время удерживать Ка-27 в режиме висения над одной точкой и на постоянной высоте, отслеживая любые возмущения внешней среды, позволили блестяще выполнить операцию «Игла».

Опыт эксплуатации Ка-25, разрабатывавшегося и доводившегося свыше десяти лет, показал, что за это время он безнадежно устарел, хотя на него возлагались большие надежды. Достаточно отметить, что Ка-25 с нагрузкой 600 кг мог осуществлять поиск подводных лодок в течение 1 часа 10 минут на удалении 50 км от авианесущего корабля, а требовалось по крайней мере в четыре раза больше.

Ка-27 - корабельный вертолет

Особенно недостатки Ка-25 проявились во время учений «Океан», проходивших в 1970 году. Проанализировав их результаты, командование ВМФ пришло к выводу, что для оснащения строившихся тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» (проект 1143) необходим новый, более грузоподъемный и совершенный вертолет.

Разработка будущего Ка-27 началась в 1972 году иод видом модификации Ка-25, и машина получила обозначение Ка-252. При этом ставку сделали на перспективные газотурбинные двигатели, мощность которых более чем в два раза превосходила предшественников. При этом грузоподъемность вертолета возросла до 4000 кг, что позволило объединить в нем функции целеуказателя и ударной машины.

На борту Ка-252 разместили, в частности, пилотажный (ПКВ-27) и навигационный (НКВ-27) комплексы, позволяющие экипажу решать поставленные задачи во всех акваториях Мирового океана, в том числе обеспечивающего автоматический вывод вертолета в точку применения сбрасываемых средств поиска и поражения подводных лодок. Кроме этого, на борту расположили поисково-прицельную станцию «Осьминог» с ЦВМ, индикатор тактической обстановки, гидроакустическую станцию (ОГАС) «Рось-В», позволяющую в паре с бортовой РЛС обнаруживать субмарины в подводном и надводном положениях, определять их координаты и параметры движения, а также буксируемый на тросе аэромагнитометр, опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3 и радиогидроакустические буи. В итоге экипаж возрос до трех человек, хотя для решения некоторых задач бывает достаточно летчика и штурмана.

Ка-27 - корабельный вертолет

Для аварийной посадки на море по бокам фюзеляжа имеются надувные баллонеты, заполнение воздухом которых происходит за 5—б секунд, и, как показали испытания, на воде в нормальном положении вертолет держится некоторое время, а затем переворачивается. Но этого времени достаточно, чтобы экипаж покинул машину и воспользовался спасательными средствами.

Боевая нагрузка, размещаемая в торпедном отсеке, возросла до 800 кг. В ее состав входили три типа само-наводящихся торпед, включая АТ-1МВ, два типа ракет-торпед, включая АПР-2Э, бомбы ОМАБ и глубинные ПЛАБ 250-120.

Для защиты от самонаводящихся авиационных ракет с инфракрасными головками самонаведения на фюзеляже устанавливались кассеты УВ-26 для отстрела ложных целей. По оценкам специалистов, новый вертолет превзошел Ка-25ПЛ, в зависимости от решаемой задачи, в три-пять раз и за один вылет с помощью ОГАС может обследовать акваторию площадью до 1600 кв. м, а при использовании радиогидроакустических буев — 2000 кв. км.

Ка-27 - корабельный вертолет

Первый полет Ка-252 совершил в 1973 году под управлением летчика-испытателя ОКБ Е. Ларюшина. Испытания показали, что характеристики устойчивости и управляемости вертолета позволяют выполнять полеты с ограниченных корабельных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, с боковой и килевой качкой до восьми и двух градусов соответственно.

Максимальный взлетный вес Ка-27 применительно к условиям стандартной атмосферы — 12 т. Но на Севере, похоже, летали и с перегрузом. Летчик Владимир Ким рассказывал, что в одном из полетов, когда он был вторым пилотом (помощником командира вертолета), отказал один из двигателей. А на одном вертолет с полной заправкой (полетный вес машины — 14 т) начал постепенно снижаться. Тогда в воздухе слили две тонны топлива, и лишь после этого машина вышла в горизонтальный полет.

Экспортный вариант Ка-27 получил обозначение Ка-28. Его поставки за рубеж начались в июне 1986 года, К 2001 году в Кумертау было построено свыше 30 вертолетов, в том числе для Китая (8 машин), Индии (13), Вьетнама (8), Сирии (2), Югославии (2) и Кубы (4) в противолодочном и поисково-спасательном вариантах.

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 оказался исключительно удачной и незаменимой машиной, поскольку спустя четверть века после начала экспортных поставок она все еще пользуется спросом. Так, в октябре 2009 года ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (Ку-мАПП), входящее в вертолетостроительный холдинг под управлением ОАО «Вертолеты России», изготовило первую партию из девяти заказанных противолодочных вертолетов Ка-28, укомплектованных высотными двигателями ТВЗ-117ВМАР увеличенной мощности на номинальном и крейсерском режимах, для ВМС Китайской Народной Республики.

В поисковом варианте вертолет оснащают радиогидроакустическими буями, в поисково-ударном — противолодочными авиабомбами и авиаторпедами, включая скоростные самонаводящиеся АПР-2Э «Орлан».

В 1998 году ВМС КНР приобрели пять противолодочных и три поисково-спасательных вертолета Ка-28, оснащенных новейшим на то время поисковым комплексом «Изумруд». Противолодочные варианты Ка-28 базировались на борту двух эсминцев типа «Современный», купленных в России, и боевых кораблей класса Luhai. Вертолеты могли также выдавать целеуказания сверхзвуковым противокорабельным ракетам SS-N-22 Sunburn, которыми вооружены эти корабли.

Глубинные бомбы, подвешенные к противолодочному вертолёту Ка-27

Глубинные бомбы, подвешенные к противолодочному вертолёту Ка-27

Вооружение Ка-27

- Боевая нагрузка: 2000 кг
- Бомбовое: ПЛАБ−250−120, ОМАБ
- Торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»

Ка-27 - корабельный вертолет

Поисково-прицельная система «Осьминог»

Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:

- радиолокационную станцию "Инициатива-2КМ", обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
- опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3 (Рось-В), размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
- прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
- магнитометр АПМ-73В.

Кроме того, с вертолёта сбрасываются (на профессиональном жаргоне - выставляются) 36 гидроаккустических буев, сигнальные (ориентирные) морские авиабомбы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д) и радиотехнические маяки-ответчики.

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

- при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
- при ЭПР 2 м — не менее 5 км;

Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

В составе ППС «Осьминог» имеется информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и система индикации навигационной и тактической обстановки. ППС имеет несколько различных режимов, обеспечивающих решение противолодочных задач: "Навигация", "Поиск", "Слежение", "Атака", и вспомогательный режим - "Контроль". ИНТО обеспечивает отражение первичной (радиолокационной) и вторичной (ВГС, ЦВМ) информации. Диаметр экрана составляет 300 мм. ЦВМ типа СТС-ВМ обеспечивает выполнение 150000 операций в секунду.

В конструкции ГАС предусмотрено семь родов работы: шумопеленгования ("ШП"), эхопленгования ("ЭП"), ручного сопровождения ("РС"), шагового поиска ("АП"), автоматического сопровождения ("АСЦ"), полуавтоматического сопровождения цели ("ПАСЦ") и контроля.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначена для решения обширного круга навигационных задач, связанных с полётами над безориентирной местностью (морем), взаимодействием вертолётов в составе группы, а также приводом на аэродром или корабль базирования.

Ка-27 - корабельный вертолет

Модификации

Ка-252ТЛ - Вертолёт телеметрии в составе корабельного комплекса.

Ка-27Е («Советник-СВ») - Вертолёт радиационной разведки.

Ка-27М - Новейшая модификация вертолёта, оснащенная радиолокационной командно-тактической системой, которая включает в себя следующие системы: акустическую, магнитометрическую, радиоразведки и БРЛС с активной фазированной антенной решеткой FH-A. Радар установлен под фюзеляжем и обеспечивает круговой обзор при поиске и обнаружения надводных, воздушных и наземных объектов. Серийную модернизацию строевых вертолётов до уровня Ка-27М планировалось начать в 2014 году.

Ка-27ПЛ

Ка-27ПЛ

Ка-27ПЛ - Палубный противолодочный вертолёт.

Ка-28 - Экспортный вариант многоцелевого вертолёта Ка-27, с упрощённым составом оборудования. В 21 веке начал ограниченно поставляется в части МА РФ, ввиду острой нехватки Ка-27.

Ка-29 - Транспортно-боевой, предназначен для транспортировки, высадки и огневой поддержки морской пехоты. Имеет стрелково-пушечное и ракетно-бомбовое вооружение и локальное бронирование кабины экипажа.

Ка-31 - (Ка-27РЛД) Вертолёт ДРЛО.

Ка-32 - Гражданская модификация, сертифицированная по международным нормам лётной годности FAR-29/FAR-33 и поставляемая в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.

Ка-27Е - На базе Ка-27 был разработан Ка-27Е (Ка-252Е «Советник-СВ»). Вертолёт базировался на корабле обеспечения «Апшерон» и предназначался для мониторинга кораблей на предмет наличия на борту радиоактивных материалов. По разным источникам, построено несколько машин.В настоящее время Ка-27 остаётся на вооружении ВМФ РФ, а модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине — вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27ПС

Ка-27ПС - Морской спасательный вертолёт Ка-27ПС предназначен для спасения или оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, а также поиска спускаемых космических аппаратов.

В состав специальных средств входит радионавигационная аппаратура А-817, предназначенная для обнаружения радиолокационных маяков-ответчиков и высвечивания их местоположения на индикаторе кругового обзора РЛС. В состав аппаратуры входит УКВ антенна на мотогондоле и блок С1.7 на пульте оператора. Радиолокационная станция, сопряженная с аппаратурой А-817, получила обозначение «Осьминог-ПС». Она обеспечивает поиск приводнившихся СА космических кораблей и других объектов, оборудованных радиолокационными маяками — ответчиками и маркерными буями. Для вывода вертолёта в заданный район по сигналам радиомаяков установлен автоматический радиокомпас АРК-УД. Измерение уровней радиации в кабине летчика производится рентгенометром ДП-3Б. На Ка-27ПС, установлен навигационный комплекс НКВ-252, в состав которого входят бортовая радиотехническая аппаратура автоматизированной системы ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ, курсовая система «Гребень-2», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, датчик воздушной скорости, барометрический высотомер УВИД-30-15, автоматический радиокомпас.

Экипаж Ка-27ПС состоит из четырёх человек: командира, штурмана, борттехника и фельдшера-спасателя. Фельдшер-спасатель имеет полноценную медицинскую и водолазную подготовку, кроме того, также должен быть готов спуститься по лебёдке с высоты 50 метров (тренировку на опускание спасателя в море остряки прозвали "рыбалкой"). Спасательная модификация вертолёта имеет характерную окраску — белые борта и широкие красные полосы на брюхе и спине фюзеляжа.

Ка-27 - корабельный вертолет

Спасательный вертолет имеет дополнительные средства подъема, спасения и освещения. На левом борту снаружи у грузовой двери установлено подъемное устройство — электролебедка СЛГ-300, механизм поворота, стрела и гидроцилиндр подъема и опускания стрелы — грузоподъемностью до 300 кг. К подъемному устройству можно присоединить универсальное или лямочное сиденье, пояс для подъема космонавтов в ложементе. Сбрасываемые средства спасения включают надувной пояс НП-2А, две лодки ЛАС-5М-3, 12 плотов ПСН-6АМ, два маркерных буя системы «Призыв-М». Комплектация поискового оборудование изменяется в широких пределах в зависимости от задачи. Существует, например, такой вариант: 10 спасательных жилетов, два плота ПСН-6АМ, две ориентирных морские бомбы ОМАБ, дополнительный запас топлива 110 л. Для облегчения поиска и спасения в ночных условиях дополнительно установлены четыре фары ПРФ-4МП (мощностью 1000 ватт каждая), одна ФПП-7 и одна ФР-9. Кроме того, возможно применение ручного сигнального прожектора РСП-45. Фары ПРФ-4МП и ФПП-7М используются для освещения груза на внешней подвеске или местности под вертолётом, ФР-9 — для освещения спасаемых; две внешние фары ПРФ расположены снизу по оси симметрии фюзеляжа с двух сторон. Аварийные радиоустройства состоят из комплекса «Призыв-М» и двух автоматически отстреливаемых радиомаркеров для обозначения объекта поиска.

Поисково-спасательный вариант эксплуатирующей организацией может переоборудоваться в учебный. На рабочем месте штурмана устанавливаются ручка продольно-поперечного управления, педали путевого управления, рычаг общего шага. Вместо блока 1С57 РЛС устанавливается приборная доска инструктора с указателями скорости, высоты и курса, вариометр, авиагоризонты — всего шесть приборов. При использовании вертолета в санитарном варианте устанавливаются четверо носилок с лямками крепления, привязные ремни для раненых. Медико-санитарное оборудование включает два складных табурета, два термоса по 3 л, столик медработника, набор шин, два кислородных прибора ГС-10, врачебную укладку, бачок для воды на 3 л. Санитарно-бытовое оборудование состоит из ведра, гигиенических пакетов, двух надувных матрасов с насос-помпами для их наполнения, армейские одеяла, писсуаров.

Ка-27ПСД - Поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПСД является дальнейшим развитием Ка-27ПС. Он отличается тем, что имеет увеличенную до 12 000 кг максимальную взлётную массу. На нем усилено шасси, установлены дополнительные топливные баки (общая вместимость топливной системы у этого вертолёта достигла 4830 л). 

Ка-27 - корабельный вертолет

Тактико-технические характеристики Ка-27

- Главный конструктор: С. В. Михеев
- Первый полёт: 24 декабря 1973 года
- Начало эксплуатации: 1981 год
- Единиц произведено: 267

Экипаж Ка-27

- 3 человека

Грузоподъёмность Ка-27

- 5000 кг

Габаритные размеры Ка-27

- Длина фюзеляжа: 12,25 м
- Диаметр несущего винта: 15,9 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м
- Высота: 5,4 м

Вес Ка-27

- Масса пустого: 6100 кг
- Нормальная взлётная масса: 10 700 кг
- Максимальная взлётная масса: 12 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 4770 л

Двигатели Ка-27

- Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК
- Мощность двигателей: 2 × 2000 л. с. (на взлётном режиме)

Скорость Ка-27

- Максимально допустимая скорость: 290 км/ч
- Максимальная скорость: 270 км/ч
- Крейсерская скорость: 220 км/ч

Дальность полета Ка-27

- 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220 км/ч)

Практический потолок Ка-27

- 5000 м

Статический потолок Ка-27

- 3500 м

Динамический потолок Ка-27

- 3000 м

Фото Ка-27

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный многоцелевой вертолёт

Кабина Ка-27

Кабина Ка-27ПС

Кабина Ка-27ПС

Кабина Ка-27ПЛ

Кабина Ка-27ПЛ, у штурмана есть радиолокатор, с помощью которого он обнаруживает вражеские подводные лодки

Внутри Ка-27

Внутри Ка-27

Внутри Ка-27

В салоне вертолета, лежат мешки с теплыми вещами, которые доставляются на терпящее бедствие судно

Внутри Ка-27

Ка-27 - корабельный вертолет

Ка-27 - корабельный вертолет