Су-30 - двухместный истребитель поколения '4+'

Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.

Су-30 - видео

В начале 1987 г. состоялся первый полет переоборудованной «спарки» с экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова. 23 июня состоялся беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13 440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве дальнего истребителя-перехватчика. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления и управления вооружением.
Первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5) поднялся в воздух 31 декабря 1989 г. с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. По результатам летных испытаний модернизированных машин началось серийное производство двухместного истребителя, получившего обозначение Су-30. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещением вправо обтекателя головки оптиколокационной станции. 14 апреля 1992 г. совершил первый полет первый серийный истребитель Су-30.

Су-30 - двухместный истребитель поколения '4+'

В ОКБ совместно с ИАПО создали экспортный вариант самолета Су-ЗОК («К» — коммерческий), получивший расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием стал самолет Су-ЗОМК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. При его создании использован опыт разработки истребителя Су-35. Су-ЗОМК предназначен для завоевания господства в воздухе на театре военных действий, а также уничтожения целей на земле и на море, при применении средств РЭБ и огневом противодействии ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях. Работы по созданию Су-ЗОМК начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.Б. Максименков). Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине расположен индикатор, на который может выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия. Истребитель Су-ЗОМК обладает уникальными боевыми возможностями, ставящими его на первое место в мире среди тяжелых серийных многоцелевых истребителей.

Су-30МКИ

30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт на закупку 40 самолетов Су-30МКИ (индекс «И» — индийский). 1 июля 1997 г. этот самолет впервые поднялся в воздух.
Самолет выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан», с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, обеспечивает практически неограниченную маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. РЛС способна одновременно сопровождать до 10 целей и применять ракеты сразу по двум целям.

Су-30 - двухместный истребитель поколения '4+'

Тактико-технические характеристики Су-30

- Первый полёт: 1989 год
- Годы производства: с 1992 года
- Единиц произведено: около 600 (на ноябрь 2017 года)

Стоимость Су-30

- $83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 год)
- $50 млн (Су-30СМ для ВВС России, 2012 год)

Экипаж Су-30

- 2 человека

Размеры Су-30

- Длина: 21,9 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,36 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
- Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²

Вес Су-30

- Масса пустого: 18800 кг
- Масса нормальная взлётная: 24900 кг
- Масса максимальная взлётная: 34500 кг
- Масса предельная взлётная: 38800 кг
- Масса топлива: 9640 кг

Двигатель Су-30

- 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
- Тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
- Тяга на форсаже: 2 × 12500 кгс
- углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с
- масса: 1520 кг

Максимальная перегрузка: +9 G

Скорость Су-30

- Максимальная скорость у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
- Максимальная скорость на высоте: 2 350 км/ч (М=1,9603 )

Дальность полёта Су-30

- у земли: 1270 км
- на высоте: 3000 км
- боевой радиус: 1500 км
- Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)

Практический потолок Су-30

- 17300 м

Скорость взлета Су-30

- 13800 м/мин (230 м/с)
- Длина разбега: 550 м
- Длина пробега: 750 м

Тяговооружённость Су-30

- при нормальной взлётной массе: 1,00
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- при предельной взлётной массе: 0,76

Вооружение Су-30

- Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
- Точки подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

Фото Су-30СМ

Су-30СМ фото взлета

Су-30МКИ индийских ВВС

Су-30МКИ индийских ВВС

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы

border=

Су-30МКА Алжирских ВВС

Самолет Су-30МК российских ВВС

Су-30МК российских ВВС

Кабина Су-30МК2В

Задняя кабина Су-30МК2В

Пуск ракеты Су-30

Взлет Су-30МКИ - вид сзади

Взлет Су-30МКИ