Су-29 - двухместный спортивно-пилотажный самолёт

Работа над двухместным учебно-тренировочным и спортивным самолетом Су-29 началась в ОКБ им. П.О. Сухого в 1990 г. Он стал дальнейшим развитием спортивно-пилотажного акробатического самолета Су-26М. При разработке аэродинамической схемы и конструкции самолета Су-29 были учтены многолетний опыт эксплуатации Су-26, а также пожелания летчиков-спортсменов. Двухместный Су-29 предназначен для тренировки, подготовки и участия спортсменов во внутрисоюзных и международных соревнованиях по высшему пилотажу. В 1991 г. началась постройка двух прототипов самолета, предназначенных для летных испытаний, а также двух — для статиспытаний.

Самолет Су-29 - видео

Две кабины, расположенные тандемом, предназначены: первая — для пилота-инструктора, вторая — для спортсмена. При использовании самолета в одиночном варианте пилотаж производится из второй кабины. Помимо размещения второй кабины характерным отличием самолета Су-29 является конструктивная доработка средней части фюзеляжа, взятого от Су-26. Доработка привела к его удлинению на 400 мм и утяжелению на 60 кг. Также несколько увеличили размах крыла, уменьшили статическую устойчивость, что обеспечило некоторое повышение маневренности. Неразъемное крыло полностью выполнено из композиционных материалов на основе угле- и органопластиков. Вертикальное и горизонтальное оперение выполнено из тех же материалов. В целом эти материалы составляют более половины массы самолета. Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных труб. Силовая установка состоит из двигателя М-14П.

Су-29 - двухместный спортивно-пилотажный самолёт

9 августа 1991 г. первый опытный Су-29 поднялся в воздух. Летные испытания Су-29 (участвовали три самолета) были закончены в декабре 1991 г., что позволило в начале 1992 г. заключить контракт с фирмой «Помпано» на поставку в США первой партии из 12 самолетов Су-29. Также несколько десятков самолетов были проданы в другие страны Европы, Африки, Америки и Австралии. Серийное производство самолетов Су-29 было начато в 1993 г. в Москве. С начала 2001 г. серийное производство переведено на новую площадку в Луховицы. Всего было выпущено более 60 машин Су-29 различной модификации.

Су-29 - двухместный спортивно-пилотажный самолёт

Традиционно пилот спортивно-пилотажного самолета из средств спасения имеет лишь парашют. В случае, когда спортивный самолет сваливается в штопор на малой высоте, ситуация для пилота становится трагичной. За последние 10 лет только в аэроклубах России погибло около 30 пилотов-пилотажников. Поэтому в 1994 г. был создан опытный самолет Су-29КС, оснащенный сверхлегкой системой спасения летчика СКС-94, разработанной АО НПП «Звезда».

Серийная модификация самолета с катапультным креслом получила обозначение Су-29М. Особенность этой системы в том, что она не имеет традиционного катапультного кресла. В случае аварии выстреливается заголовник кресла пилота, в который уложен парашют. Заголовник сделан так, что он выбивает остекление фонаря кабины, затем, удаляясь от самолета, быстро вводит купол парашюта в воздушный поток. Почти одновременно срабатывает стреляющий механизм, который «выдергивает» летчика за его привязно-подвесные ремни. Все происходит мгновенно. Система обеспечивает пилоту безопасную скорость и траекторию относительно падающего самолета. Новую систему спасения первым опробовал испытатель АО НПП «Звезда» В. Северин.

Су-29 - двухместный спортивно-пилотажный самолёт

Модификации

Су-29КС - Опытный Су-29 с катапультным креслом СКС-94 (1994).

Су-29М - Серийный Су-29 с катапультным креслом СКС-94.

Су-29AR - Модификация для ВВС Аргентины.

Су-29 на аэродроме

Тактико-технические характеристики Су-29

Экипаж Су-29

- 2 человека

Двигатель Су-29

- 1хПД М-14П

Габаритные размеры Су-29

- Размах крыла: 8,20 м
- Длина: 7,29 м
- Высота: 2,74 м
- Площадь крыла: 12, 24 м²

Вес Су-29

- Масса пустого самолёта: 735 кг
- Нормальная взлетная масса: 862 кг

Скорость Су-29

- Максимально допустимая скорость: 450 км/ч
- Максимальная скорость горизонтального полета: 385 км/ч
- Максимальная скороподъёмность: 1600 м/мин

Дальность полёта Су-29

- 1200 км

Практический потолок Су-29

- 4000 м

Макс. эксплуатационная перегрузка: 12

Фото Су-29

Взлет самолета Су-29 в красно-зеленой окраске

Кабины Су-29

Кабины первого и второго пилотов Су-29

Су-29AR ВВС Аргентины

Су-29AR ВВС Аргентины

Катапультирование первого пилота из самолета Су-29

Катапультирование первого пилота из самолета Су-29