ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т) - тяжёлый транспортный самолёт

ВМ-Т «Атлант» (он же 3М-Т, «3М, транспортный») — тяжёлый транспортный самолёт ОКБ Мясищева. Является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено три самолёта, один передали для испытаний в ЦАГИ.

Самолет ВМ-Т Атлант - видео

С появлением ракетно-космической транспортной системы «Энергия»—«Буран» настала необходимость перевозки отдельных больших блоков на Байконур. В Министерстве общего машиностроения состоялось совещание по этому вопросу. В качестве альтернативных вариантов рассматривались даже такие, как строительство заводов непосредственно на Байконуре, прокладка специального ширококолейного железнодорожного (или автомобильного) полотна, строительство судоходного канала, ведущего к Байконуру, создание дирижабля. Предполагалось, например, перевозить блоки двумя вертолетами. Однако в авиационном ведомстве вычислили сразу: «Уронят через десять километров. Ну, через двадцать. Через сто, наконец... То, что не довезут, — точно!» И вот тогда-то со своим предложением вышел В.М. Мясищев — возить груз на спине ВМ-Т "Атлант" (3М-Т).

ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т) - тяжёлый транспортный самолёт

Его соображения были просты и ясны. Аэродинамическое качество его самолета ВМ-Т "Атлант" (3М-Т) для такого класса машин небывалое — 18. И если поместить на него груз весом 40 тонн и диаметром 8 метров, качество упадет до 12 — для грузового самолета нормальное. Кроме того, опорные стойки велосипедного шасси разнесены в самолете по размаху более 50 м. Разрабатываемые технические решения преследовали одну цель — доставить груз на место и не причинить вреда объекту транспортировки. Самым большим из них (по габаритам) был водородный бак, который предстояло оснастить съемными транспортировочными шпангоутами с узлами крепления к самолету, передним обтекателем и задним стекателем, придающим объекту приемлемую аэродинамическую форму. Ракетные баки — груз весьма деликатный. Это тонкостенные нежесткие оболочки, рассчитанные на продольные, а не поперечные нагрузки, требующие сохранения абсолютной чистоты во внутренних полостях.

При транспортировке водородный бак надувался азотом и герметизировался. Давление непрерывно контролировалось в полете системой измерений, показания которой были вынесены в кабину пилота в виде отдельного пульта. В случае разгерметизации становилась невозможной не только посадка, но и снижение самолета — вытекающий газ не может противодействовать быстро нарастающему внешнему давлению. И бак, потеряв свою форму, неминуемо привел бы к потере не только груза, но и самолета ВМ-Т "Атлант" (3М-Т).

ВМ-Т 'Атлант' с грузом 3ГТ

Самолет ВМ-Т Атлант с грузом 3ГТ на аэродроме

Еще одна особенность этого груза: обтекатель и стекатель внутри полые и негерметизированные. Однако неконтролируемая их негерметичность может вызвать тот же эффект, что и при утечке газа в баке. Чтобы такое не случилось, применили наддув обтекателя и стекателя встречным потоком воздуха через специальные воздухозаборники. Для балансировки груз снабдили мешками с песком. Допустимый разброс положения центра масс не более 25 см, и это при массе 32 тонны и длине около 45 метров! Для ускорения темпов разработки и постройки самолета-носителя отобрали три заправщика и направили их на ресурсные испытания. По результатам испытаний и выявлению наиболее слабых мест их усилили или заменили. Изготовили новые панели крыла и фюзеляжа, обновили каркас. А хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 7 м и спроектировали принципиально новое двухкилевое хвостовое оперение. Было разработано пять полетных конфигураций самолета-носителя с различными грузами, в каждой из которых менялись вес и летные характеристики. Построили три, получившие обозначение ЗМ-Т, один передали в ЦАГИ для статиспытаний. Из двух летных один оборудовали штангой дозаправки топливом в воздухе.

Первый полет нового самолета-носителя ВМ-Т "Атлант" (3М-Т) состоялся в 1981 г., пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем А.П. Кучеренко. 6 января 1982 г. состоялся первый полет с грузом на фюзеляже. На обоих самолетах было совершено более 150 полетов по доставке на Байконур всех элементов космических комплексов «Энергия»—«Буран».

ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т) - тяжёлый транспортный самолёт

Тактико-технические характеристики ВМ-Т Атлант

- Главный конструктор: В. М. Мясищев
- Первый полёт: 29 апреля 1981 года
- Конец эксплуатации: 1989 год
- Единиц произведено: 3

Экипаж ВМ-Т Атлант

- 8 человек

Размеры ВМ-Т Атлант

- Размах крыла: 53,14 м
- Длина самолёта: 58,70 м
- Высота самолёта: 14,0 м
- Площадь крыла: 320,0 м²

Вес ВМ-Т Атлант

- Масса пустого самолёта: 74 500 кг
- Масса максимальная взлётная: 210 000 кг

Двигатель ВМ-Т Атлант

- 4 ТРД ВД-7
- Тяга — 4 х 11000 кгс

Скорость ВМ-Т Атлант

- Максимальная скорость: 925 км/ч

Дальность полета ВМ-Т Атлант

- Практическая дальность: 13 600 км
- Дальность действия: 9400 км

Практический потолок ВМ-Т Атлант

- 12 000 м

Грузоподъемность ВМ-Т Атлант

- 40 000 кг груза

Фото ВМ-Т Атлант

ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т) фото самолета сзади

ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т) с макетом груза 1ГТ

Самолет ВМ-Т Атлант с макетом груза 1ГТ

Полет самолета ВМ-Т 'Атлант' (3М-Т)

 Полет самолета ВМ-Т "Атлант" (3М-Т) с габаритно-весовым макетом