Проектирование самолета, получившего в КБ обозначение «124» (Ту-124), началось со второй половины 1958 г. По предложению А.М. Черемухина, в практике КБ нашли применение масштабные методы прочностных расчетов, позволившие значительно сократить сроки проектирования. Также помогло сократить время проектирование корневой части крыла с мотогондолами, так как эти конструктивные решения были сделаны на самолете Ту-110 с четырьмя такими же двигателями. Такая схема позволила отказаться от разделения воздушных потоков в воздухоподводящих каналах двигателей.
Самолет Ту-124 - видео
Фюзеляж самолета состоял из носовой, средней и хвостовой частей, две входные двери установлены на левом борту, грузовой люк — на правом. В верхней части фюзеляжа установили аварийный люк, в хвостовой части — контейнер с тормозным парашютом площадью 40 м2. Двигатели Д-20П повернуты относительно продольной оси самолета в стороны на 4° и вниз на 5°. На макетной стадии проектирования число пассажирских мест было увеличено до 44, с последующей проработкой вариантов на 56 и на 60 мест.
Постройка опытного самолета Ту-124 началась в Москве с одновременным разворачиванием серии на заводе № 135 в Харькове. Первая опытная машина была построена к началу 1960 г. и направлена на аэродром ЛИИ. 24 марта 1960 г. летчик-испытатель А.Д. Калина совершил первый полет на Ту-124. Закончившиеся заводские испытания выявили некоторые конструктивные недостатки, потребовавшие доработки: изменена носовая часть фюзеляжа — укоротили на 500 мм и несколько опустили вниз, уменьшен угол поперечного V крыла и т.д. Совместные государственные испытания завершились в сентябре 1962 г., и самолет был рекомендован для пассажирских перевозок.
2 октября 1962 г. был совершен первый пассажирский рейс самолета Ту-124. Проектировщики самолета совместно с серийным заводом и «Аэрофлотом» провели большой объем работ по его модификации. В общей сложности серийным заводом было выпущено 165 самолетов различных вариантов. Самолет находился в эксплуатации до начала 1980-х гг., в 1964 г. он вышел на международные линии «Аэрофлота». В истории мировой авиации Ту-124 был первым в мире пассажирским самолетом с турбовентиляторным двигателем.
Отличительные особенности
- Первый советский пассажирский самолёт с турбореактивными двухконтурными двигателями (Д-20П). Все предыдущие пассажирские реактивные самолёты (разработанные как в СССР, так и в других странах) оснащались турбореактивными двигателями.
- Самолёт с посадочным щитком под центропланом.
Тактико-технические характеристики Ту-124
- Производитель: Харьковский авиазавод
- Первый полёт: 29 марта 1960 года
- Начало эксплуатации: 1962 год
- Конец эксплуатации: Аэрофлот — 1979 год, МО СССР — 1983 год
- Единиц произведено: 165
Экипаж Ту-124
- 4 человек
Вместимость Ту-124
- 56 пассажиров или 5000 кг коммерческого груза
Двигатели Ту-124
- Тип двигателя: 2 ТРДД Соловьев Д-20П
- Тяга, кгс: 2 х 5400
Размеры Ту-124
- длина: 31,58 м
- размах крыла: 25,55 м
- площадь крыла: 119,37 м²
- высота: 8,08 м
Вес Ту-124
- Масса максимальная взлетная: 38,0 т
- Масса пустого: 22,5 т
Скорость Ту-124
- Максимальная скорость: 970 км/ч
- Крейсерская скорость: 780 км/ч
Дальность полёта Ту-124
- 2100 км с максимальной коммерческой нагрузкой
Практический потолок Ту-124
- 11600 м
Фото Ту-124
Ту -124В чехословацких авиалиний