Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Когда в конце 1951 года была начата разработка тяжелого транспортного вертолета Як-24, конструкторское бюро не имело большого опыта в создании винтокрылых машин; после длительных наземных испытаний, 3 июля 1952 года четвертому опытному образцу удалось совершить полет на привязи.

Вертолет Як-24 - видео

В апреле 1955 года было начато производство и выпущено не менее 100 таких двухвинтовых вертолетов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж в составе трех человек и до 30 экипированных солдат или 3000кг груза, загружавшегося в вертолет через заднюю погрузочную аппарель.

Конструкция вертолета Як-24УБ была значительно усовершенствована, он совершил первый полет в декабре 1957 года и был запущен в производство в 1959 году; его выпуск составил около 50 машин. Этот вариант мог перевозить 40 полностью экипированных солдат или до 3500кг груза. Гражданский вариант Як-24А выпуска 1960 года вмещал 30 пассажиров, а Як-24, предназначавшийся для особо важных лиц, представлял собой транспортный вертолет с укороченным фюзеляжем, вмещавшим 9 пассажиров.

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Разработка военно-транспортного вертолета Як-24 для советских вооруженных сил была начата одновременно с разработкой вертолета Ми-4 по одному и тому же Постановлению правительства от 5 октября 1952 г. и осуществлена в рекордно короткий срок: 3 июля 1953 г. первый из четырех опытных вертолетов ВД-24 (вертолет десантный на 24 места) совершил первый полет пилотируемый летчиками-испытателями С.Г. Бровцевым и Е. Ф. Милютичевым (подобно всем летательным аппаратам, созданным в ОКБ главного конструктора А.С. Яковлева, вертолет получил обозначение Як-24).

Для ускорения разработки вертолета Як-24, выполненного по двухвинтовой продольной схеме, было решено использовать такую же силовую установку, как на вертолете Ми-4, но с двумя двигателями АШ-82В, и подобные четырехлопастные несущие винты, несколько меньшего диаметра. В процессе летных испытаний, в которых разрушился опытный ресурсный вертолет, были решены многие сложные технические проблемы, связанные с устранением вибраций, которые не удалось решить в Великобритании при разработке вертолета двухвинтовой продольной схемы Бристоль 173 и в США при разработке тяжелого двухвинтового вертолета продольной схемы Пясецкий YH-16. Разработкой вертолета Як-24 руководил ведущий конструктор И. А. Эрлих и заместитель главного конструктора Н. К. Скржинский.

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Вертолеты Як-24 по грузоподъемности превосходили все зарубежные вертолеты. В просторной грузовой кабине с задним грузовым люком могли размещаться два автомобиля-вездехода ГАЗ-69 или один автомобиль с пушкой калибром 45мм или до 40 солдат. В августе 1955 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались пять первых серийных вертолетов Як-24, в этом же году вертолеты участвовали в учениях, где десантировали военную технику.

На вертолете Як-24 17 декабря 1955 г. были установлены первые в нашей стране мировые вертолетные рекорды: летчики Е. Ф. Милютичев и Г. А. Тиняков подняли груз массой 4000кг на высоту 2902м и груз массой 2000кг на высоту 5082м. Летом 1956 г. на вертолетах Як-24 был совершен перелет для участия в учениях группы советских войск в ГДР в г. Цербст протяженностью более 2500 км.

Як-24 в Монино

Як-24 в Монино

Было построено 40 вертолетов Як-24, которые широко использовались и в народном хозяйстве для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске и для монтажных работ. Предполагалось использова- ние вертолетов Як-24 для транспортировки на внешней подвеске космических кораблей «Восток» после их приземления.

Были разработаны усовершенствованный вариант вертолета Як-24У с разнесенным двухкилевым вертикальным оперением вместо V-образного и правительственный вариант-салон, а затем вариант с ГТД вместо ПД и системой автоматической стабилизации.

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Однако дальнейшая разработка вертолетов Як24 была признана нецелеобразной в связи с появлением в эксплуатации тяжелых транспортных вертолетов Ми-6 и широким использованием в вооруженных силах и гражданской авиации более универсальных многоцелевых и десантно-транспортных вертолетов Ми-4.

Конструкция. Вертолет выполнен по двухвинтовой продольной схеме с двумя ПД и четырехпорным шасси. Фюзеляж прямоугольного сечения имел ферменную конструкцию из стальных труб и состоял из трех частей; носовой с кабиной экипажа, центральной с грузовой кабиной и хвостовой с большим пилоном заднего несущего винта. В кабине экипажа размещались рядом два летчика, за ними штурман и радист. Грузовая кабина размерами 10x2x2 м была снабжена задним грузовым люком с откидным трапом.

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы

Оперение на первых вертолетах было V-образно, которое затем было заменено большим горизонтальным с концевыми шайбами. Шасси четырехопорное, неубирающееся, ферменное, с самоориентирующимися колесами. Несущие винты четырехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами, имели значительное перекрытие, лопасти трапециевидной формы в плане, по конструкции аналогичны лопастями вертолета Ми-4 с меньшей на 0.5м длиной.

Силовая установка состоит из двух ПД АШ-82В, установленных под несущими винтами с редукторами и синхронизирующими валами. Система управления несущими винтами бустерная с гидроусилителями по всем четырем каналам, в систему управления включен автопилот.

Модификации

Взлет Як-24А

Як-24А

Як-24А - Гражданский вариант, который мог использоваться в качестве летающего крана, способного поднимать на внешней подвеске груз в 5000 кг. 1960 год

Як-24К

Як-24К

Як-24К - Вариант с 9-местным VIP салоном и с более коротким фюзеляжем.

Як-24Р - Гражданский, для 39 пассажиров с более мощными 2013 кВт (2700 л. с.) газотурбинными двигателями — не дошли до серийного производства.

Як-24У (уширенный)

Як-24У (уширенный)

Як-24УБ - Выпуск составил около 50 машин. Улучшенный вариант мог перевозить до 40 солдат или 3500 кг груза, в том числе 2 ГАЗ-69 или противотанковые пушки. 1959 год

Фото Як-24 в полете

Тактико-технические характеристики Як-24

- Главный конструктор: И. А. Эрлих
- Первый полёт: 3 июля 1952 года
- Начало эксплуатации: 1955 год
- Единиц произведено: 40

Экипаж Як-24

- 3 человека

Вместимость Як-24

- 30-40 пассажиров в зависимости от модификации

Грузоподъемность Як-24

- 4000 кг груза

Двигатели Як-24

- Тип двигателя: 2 ПД Швецов АШ-82В
- Мощность, кВт: 2 х 1268

Габаритные размеры Як-24

- Диаметр несущих винтов: 2 х 20 м.
- Длина фюзеляжа: 21,34 м.

Вес Як-24

- Максимальный взлётный вес: 16 800 кг.
- Масса пустого: 10607
- Нормальная взлетная масса: 14270

Скорость Як-24

- Максимальная скорость: 175 км/ч.
- Крейсерская скорость, км/ч: 150

Динамический потолок Як-24

- 4200 м.

Статический потолок Як-24

- 2700 м

Дальность полёта Як-24

- 266 км. с максимальной нагрузкой
- 1300 перегонная дальность

Фото Як-24

Трубоукладчик Як-24Т

Трубоукладчик Як-24Т

Съемка круговой кинопанорамы с Як-24

Съемка круговой кинопанорамы с Як-24

Вертолет ДРЛО Як-24Р. Проект 1959 год.

Вертолет ДРЛО Як-24Р. Проект 1959 год.

Высадка десанта с Як-24

Прием груза с борта судна на Як-24

Як-24 - вертолет ОКБ Яковлева продольной схемы