Колесная боевая машина капитана Лебеденко (1915 г.)

Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Является самым большим когда-либо построенным танком в мире. Русский инженер Лебеденко спроектировал боевую бронированную машину в своей частной лаборатории по военным изобретениям в Москве. Идея такой необычной машины с высокими колесами возникла у Лебеденко, когда он побывал на Кавказе и увидел там арбу.

Колесная боевая машина капитана Лебеденко (1915 г.)

Прежде чем приступить к изготовлению сорока тонного танка, капитан Лебеденко со своими помощниками — студентами МВТУ Б. Стечкиным и А. Микулиным — изготовили уменьшенную деревянную копию будущего военного агрегата. Этот проект был одобрен самим Николаем II. Затем было создано акционерное общество для постройки самой крупногабаритной машины. Постройка колесной машины Лебеденко велась в секретном режиме с июля по август 1915 г. В конце лета того же года колесный танк был испытан в Московской области, в лесу под Дмитровом. За испытаниями машины наблюдали армейские люди.

Сначала, когда танк Лебеденко шел по гати, все было нормально, но как только боевая колесная машина выехала на мягкую почву, задняя ее тележка застряла колесами в канаве. Двигателю «майбах», мощность которого составляла 240 л. с., не хватало сил для того, чтобы вытащить заднюю часть агрегата из канавы. Его совершенствованием и занялись в 1916 г. Микулин с Стечкиным. В стенах МВТУ им удалось разработать двухтактный двигатель АМБС, но и эта машина оказалась несовершенной: поработав полторы минуты, двигатель выходил из строя. В конце концов техническая комиссия военного ведомства прекратила финансирование дальнейшей разработки танка Лебеденко, т. к. посчитали, что данный «колесный гигант» будет чрезвычайно уязвим на поле боя.

Колесная боевая машина капитана Лебеденко (1915 г.)

Тактико-технические характеристики Царь-танка

Экипаж, чел.: ~15 человек
Годы разработки: 1914—1915
Годы производства: 1915
Годы эксплуатации: Не принят на вооружение
Количество выпущенных, шт.: 1 опытный

Вес Царь-танка

- 60 (40 в проекте) тонн

Размеры Царь-танка

- Длина корпуса, мм: 17800
- Ширина корпуса, мм: 12000
- Высота, мм: 9000

Броня Царь-танка

- Тип брони: Стальная катаная
- Лоб корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)
- Борт корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)
- Корма корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)
- Днище, мм: 8 (5 в проекте)
- Крыша корпуса, мм: 8 (5 в проекте)
- Борт башни, мм/град.: 8 (5 в проекте)

Вооружение Царь-танка

- Калибр и марка пушки: 2 × 76,2-мм орудия
- Тип пушки: капонирная
- Боекомплект пушки: ~ 60 выстрелов
- Углы ГН, град.: ~ 180
- Прицелы: Оптические
- Пулемёты: 8-10 × 7,92-мм Максим, 8-10 тысяч патронов

Двигатель Царь-танка

- Тип двигателя: «Майбах», авиационный карбюраторный высокооборотный
- Мощность двигателя, л. с.: 2 × 240 при 2500 об/мин.)

Скорость Царь-танка

- Скорость по шоссе, км/ч: 17
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10

- Запас хода по шоссе, км: ~ 60
- Запас хода по пересечённой местности, км: ~ 40
- Удельная мощность, л. с./т: 8,3 (12,5 по проекту)
- Колёсная формула: 3 × 2
- Тип подвески: Жёсткая

Фото Царь-танка

Колесная боевая машина капитана Лебеденко (1915 г.)