А-40 'Альбатрос' (Бе-42) - советский самолет-амфибия

Разработка этого оригинального и красивого самолета А-40 "Альбатрос" (Бе-42) началась в 1983 г. в ТАНТК им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. После создания летающей лодки Бе-12 «Чайка» в 1960 г. прошло более двух десятилетий, в КБ пришло новое поколение конструкторов, которым удалось спроектировать и довести машину до взлета. Машина задумывалась прежде всего как самолет противолодочной обороны, но в процессе проектирования заложили решения, позволившие получить ее как многоцелевую: для поисково-спасательных работ, пассажирских и грузовых перевозок, в противопожарном варианте.

А-40 Альбатрос - видео

Машина представляет собой летающую лодку с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Крыло набрано из сверхкритических профилей, его удлинение равно 9, со стреловидностью по передней кромке 23,2°. Применение дифференциального выпуска и уборки закрылков с автоматической перестановкой стабилизатора позволило исключить попадание воды на средства механизации крыла, уменьшить высоту лодки и увеличить ее гидродинамическое качество. Под концами крыла на коротких пилонах установлены поплавки для повышения устойчивости самолета на воде. Еще во время проектирования, в гидроканале ЦАГИ испытывались многочисленные модели лодки. В результате на А-40 эксплуатационные перегрузки при взлете с воды получились в два раза меньше, чем у Бе-10 и Бе-12. Впервые на этом самолете от носа до редана применили днище переменной килеватости. По сравнению с предшествующими самолетами у него необычно низкий редан. В результате машина отличается повышенной мореходностью и способна взлететь при высоте волны 2,2 м.

А-40 'Альбатрос' (Бе-42) - советский самолет-амфибия

На самолете А-40 "Альбатрос" установлены два двигателя Д-ЗОКВП Пермского НПО «Авиадвигатель». Они располагаются на невысоких пилонах над обтекателями шасси за крылом, что защищает воздухозаборники от попадания в них воды при взлете и посадке. В носовой части фюзеляжа и перед реданом по бортам лодки установлены брызгоотражатели. Внизу основных двигателей установлены два стартовых двигателя, служащие при взлете как дополнительная тяга. Сверху носовой части корпуса находится топливоприемная штанга для дозаправки самолета в воздухе.

Самолет-амфибия может эксплуатироваться как с воды, так и с суши. Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, основные четырехколесные убираются в развитые обтекатели между крылом и фюзеляжем. Проработан вариант самолета противолодочной обороны, в арсенале которого может находиться полный комплекс управляемого и минно-бомбо-торпедного вооружения. В пассажирском варианте самолет может взять 105 человек на расстояние до 4000 км. В грузовом варианте — до Ют на расстояние до 4200 км. В противопожарном варианте он может сбрасывать на очаг пожара до 25 т воды, а при наличии в районе водного бассейна, на режиме глиссирования может выполнять забор воды для ее сброса.
Первый полет «Альбатроса» был успешно выполнен в декабре 1986 г., пилотировал его экипаж летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. На этапе заводских испытаний на этой опытной машине были установлены 126 мировых рекордов! Во время первого показа машины за рубежом, на международном авиасалоне в Ле Бурже, ей присвоили почетное звание «Мисс Париж-91». Ее борт посетил президент Франции Франсуа Миттеран.

А-40 'Альбатрос' (Бе-42) - советский самолет-амфибия

Тактико-технические характеристики А-40 Альбатрос

- Главный конструктор: А. К. Константинов
- Первый полёт: 8 декабря 1986 года
- Статус: проект закрыт в 2012 году, проект возобновлён в 2016 году
- Единиц произведено: 2

Экипаж А-40 Альбатрос

- 4-8 человек

Размеры А-40 Альбатрос

- Длина: 45,70 м
- Размах крыла: 42,50 м
- Высота: 11,07 м
- Площадь крыла: 200 м²
- Нагрузка на крыло: 430 кг/м²

Вес А-40 Альбатрос

- Масса пустого: 44 000 кг
- Масса снаряжённого: 51 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 86 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 90 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 10 000 кг
- Масса топлива: 35 000 кг

Двигатель А-40 Альбатрос

- основные: 2× ТРДД Д-30ТКПВ
- взлётные: 2× ТРД РД-60К
- Тяга основные: 2× 117,68 кН
- Тяга взлётные: 2× 24,52 кН

Скорость А-40 Альбатрос

- Максимальная скорость: 800 км/ч
- Крейсерская скорость: 720 км/ч

Дальность полета А-40 Альбатрос

- Практическая дальность: 4000 км
- Перегоночная дальность: 5500 км
- Продолжительность патрулирования: 12 ч
- Длина разбега: 1000/2000 м (суша/вода)
- Длина пробега: 700/900 м (суша/вода)

- Аэродинамическое качество: 16-17
- Мореходность (высота волны): 2,2 м

Практический потолок А-40 Альбатрос

- 13 000 м

Вооружение А-40 Альбатрос

- Боевая нагрузка: 6500 кг различного вооружения:
- гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
- 3 торпеды «Орлан» или
- 4 «Коршун» или
- 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
- 6 торпед АПР-3 «Орёл»

Фото А-40 Альбатрос

Взлет А-40 'Альбатрос' с водной поверхности

А-40 'Альбатрос' фото в полете - вид снизу

Кабина А-40 Альбатрос

Кабина самолета А-40 'Альбатрос'

А-40 'Альбатрос' на черном море - вид сзади