Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет

Ан-10 — самолет для перевозки 100 пассажиров путем увеличения рядов сидений и добавления двух купе. Самолет мало чем отличался от опытной машины. Для улучшения путевой устойчивости вертикальные шайбы с горизонтального оперения были сняты, а один подфюзеляжный гребень заменен на два больших подфюзеляжных гребня, установленных под углом. Проектирование пассажирского самолета Ан-10 и его транспортногрузового варианта Ан-12 началось с постановления правительства от 30 ноября 1955 г.

Самолет Ан-10 - видео

Самолет Ан-10 по своим конструкторским решениям был далеко не стандартным. При умеренных размерах он обладал большой грузоподъемностью (14,5 тонны) и диаметром фюзеляжа (4,1 метра).

Первоначально самолет был рассчитан на перевозку 85 пассажиров в трех салонах. Высокорасположенное крыло, низкое прочное шасси, позволяющее эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов, малая дистанция взлета и посадки свидетельствовали о том, что самолет удачный. Для посадки и высадки пассажиров с левого борта имелось две двери, а погрузка грузов производилась через заднюю грузовую дверь по правому борту. В хвостовой части фюзеляжа в специальном съемном контейнере укладывался тормозной парашют, который выпускался при аварийном снижении в случае разгерметизации кабин самолета на большой высоте.

Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет

Первый полет самолет Ан-10 «Украина» совершил 7 марта 1957 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Я.И. Верниковым. Второй опытный самолет уже с двигателями АИ-20 поднялся в воздух 5 ноября 1957 г. После заводских и государственных испытаний, которые закончились в июне 1959 г., самолет был рекомендован в серийное производство.
На проходившей в 1958 г. Всемирной выставке в Брюсселе были выставлены макеты пассажирских самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18 и Ан-10. Там самолет Ан-10 был удостоен Большой золотой медали и диплома. Свой первый рейс с пассажирами на борту он выполнил 22 июля 1959 г. Первый полет за океан самолет совершил 17 декабря 1959 г. для перевозки саженцев деревьев и кустарников, растущих в СССР, в подарок президенту США Д. Эйзенхауэру от Н.С. Хрущева.

Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет

Для определения безопасности полета в июле 1960 г. летчик-испытатель Ю.В. Курлин на самолете Ан-10А выполнил два полета с одним работающим двигателем: сначала с работающим внутренним двигателем, потом — с работающим внешним и зафлюгированными тремя отключенными. На самолете такого класса никто в мировой практике с тремя отключенными двигателями не летал. Самолет Ан-10А установил мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 500 км — 730,616 км/ч.
Для увеличения посадочных мест в 1969 г. 22 самолета Ан-10 переоборудовали для перевозки 112—115 пассажиров.

За годы серийного производства на Воронежском заводе было построено 108 машин Ан-10 и Ан-10А. В сравнении с аналогичными машинами того времени Ту-104 и Ил-18 самолет Ан-10 вышел на первое место по пассажирообороту. В мае 1972 г. в районе Харькова произошла катастрофа Ан-10А, при которой погибли 115 человек. Во время расследования у большинства машин были выявлены скрытые усталостные трещины стрингеров центроплана, что и привело к разрушению крыла. Принимается решение прекратить эксплуатацию всего парка самолетов Ан-10. С 1973 г. ни один такой самолет с пассажирами больше не поднимался в небо.

Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет

Тактико-технические характеристики Ан-10

- Главный конструктор: Олег Константинович Антонов
- Первый полёт: 7 марта 1957 года
- Конец эксплуатации: 1973 год
- Годы производства: 1957 — 1960
- Единиц произведено: 1 прототип и 108 серийных

Экипаж Ан-10

- 5 чел. (командир, 2-й пилот, штурман, бортмеханик, бортрадист)

Вместимость Ан-10

- 112 пассажиров (в десантном варианте 100 парашютистов)

Грузоподъемность Ан-10

- в грузовом варианте: 14000 кг груза

Размеры Ан-10

- Размах крыла, м: 38,014
- Длина самолёта, м: 34,000
- Высота самолёта, м: 9,83
- Площадь крыла, м²: 121,73

Вес Ан-10

- Масса пустого самолёта, кг: 32 500
- Масса максимальная взлётная: 54 000
- Масса топлива: 10780

Двигатели Ан-10

- Тип двигателя: 4 ТВД АИ-20А
- Мощность, л. с.: 4х4000

Скорость Ан-10

- Максимальная скорость на высоте: 675 км/ч
- Максимальная скорость у земли: 520 км/ч

Дальность полета Ан-10

- Перегоночная дальность, км: 4000
- Практическая дальность, км: 2000

Практический потолок Ан-10

- 10000 м

Фото Ан-10

Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет

Ан-10 Среднемагистральный пассажирский самолет